Немов Р. С

Н50 Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

ISBN 5-691-00268-6.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................... 3

ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.................................. 5

Что такое психологическое консультирование............................................................................. 5

Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту..................................................... 6

Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи человеку............................................................................................................................................................. 7

Цели и задачи психологического консультирования.................................................................. 8

Виды психологического консультирования.................................................................................. 10

Условия результативности психологического консультирования..................................... 11

ГЛАВА II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ И ЕГО РАБОТЕ 13

Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого необходимо знать и уметь делать................................................................................................................................................................ 13

Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту 14

Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования 21

ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА..... 26

Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта.......... 27

С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта 28

Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта.............. 29

ГЛАВА IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ............... 30

Общие вопросы организации работы психологической консультации............................ 31

Режим работы психологической консультации........................................................................... 32

Распределение обязанностей между работниками психологической консультации 33

Организация индивидуальной работы психолога-консультанта....................................... 34

Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами 34

Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации 36

ГЛАВА V ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ...................................................................................................................................................... 37

Как подготовиться к психологическому консультированию............................................... 38

Как проводится психологическое консультирование.............................................................. 40

Основные этапы психологического консультирования.......................................................... 41

Процедуры психологического консультирования...................................................................... 42

ГЛАВА VI ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ................................ 45

Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования....... 47

Встреча клиента в психологической консультации.................................................................. 47

Начало беседы с клиентом..................................................................................................................... 49

Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди 51

Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента............................................. 53

Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций................................ 54

Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации................................................................................................................................................ 57

Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения 59

ГЛАВА VII ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 64

Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования 64

Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты......... 65

Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании....................................................................................................................................... 66

ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ............................................................................. 68

Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей.............................................................................................................................................................................. 69

Тесты памяти................................................................................................................................................ 73

ГЛАВА IX ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ....................... 75

Тесты коммуникативных способностей......................................................................................... 75

Тесты организаторских способностей............................................................................................. 76

Тесты специальных способностей..................................................................................................... 77

Тесты темперамента и характера....................................................................................................... 79

Тесты мотивов и потребностей............................................................................................................ 83

ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО СПОСОБНОСТЯМИ.......................................... 84

Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования................................ 86

Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования 87

Советы по развитию интеллектуальных способностей........................................................... 89

Советы по развитию мнемических способностей...................................................................... 90

Пути решения проблем развития коммуникативных способностей.................................. 95

Улучшение организаторских способностей клиента................................................................ 98

Развитие специальных способностей клиента.......................................................................... 100

ГЛАВА XI ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА............................................................................................... 104

Советы по вопросам, связанным с темпераментом................................................................ 105

Общие рекомендации по коррекции черт характера................................................................. 109

Советы по развитию воли..................................................................................................................... 110

Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера..................................... 111

Советы по развитию коммуникативных черт характера...................................................... 112

Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам.................................. 114

ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ....................................................................... 117

Отсутствие интереса к людям............................................................................................................ 118

Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей 119

Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них...................... 120

Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей.......................... 122

ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ................................................................................................................................................................................ 124

Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни................................................................. 125

Неудачи в выборе профессии, условий и места работы......................................................... 128

Неудачи в продвижении по службе.................................................................................................. 129

Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности.................................. 130

Неудачи в конкуренции с другими людьми................................................................................. 133

ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.............................................................................................................................. 136

Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения 137

Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми...................................................... 138

Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях........................ 138

Наличие антипатий в общении клиента с людьми................................................................... 141

Неспособность клиента быть самим собой.................................................................................. 144

Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми.......... 145

Неспособность клиента быть лидером............................................................................................ 146

Неспособность клиента подчиняться другим............................................................................. 149

Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты............ 150

ГЛАВА XV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 154

Основные вопросы семейного консультирования................................................................... 155

Взаимоотношения с будущим супругом...................................................................................... 156

Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье.............................................. 157

Взаимоотношения супругов с их родителями........................................................................... 163

ГЛАВА XVI РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 173

Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками..................................................... 174

Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников... 180

Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста....................... 182

Консультирование родителей юношей и девушек................................................................... 185

ГЛАВА XVII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ НЕУДАЧАМИ................................................................................................................................................... 189

Неудачи личного характера................................................................................................................ 190

Неудачи в развитии потребностей и интересов......................................................................... 192

Неудачи в изменении эмоций и чувств......................................................................................... 193

Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера......................................... 196

Неудачи в избавлении от комплексов............................................................................................ 198

Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми.................... 204

ГЛАВА XVIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ................................................................................................................................................................................ 207

Психогенные заболевания.................................................................................................................... 208

Психогенные сердечные заболевания............................................................................................ 209

Психогенные нарушения пищеварения......................................................................................... 210

Изменчивость настроения клиента.................................................................................................. 212

Депрессивные состояния...................................................................................................................... 214

Снижение работоспособности............................................................................................................ 216

Бессонница.................................................................................................................................................. 219

Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы).................................................................. 220

ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ................................................................................................................................................................................ 224

Руководство личными отношениями людей............................................................................... 225

Руководство деловыми отношениями людей............................................................................ 229

Принятие и реализация решений по персональным делам................................................... 232

Принятие и реализация решений по рабочим делам................................................................ 233

Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы.. 234

Неумение убеждать людей................................................................................................................... 236

ГЛАВА XX ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 239

Что такое результативность психологического консультирования................................ 240

Как оценивать результаты психологического консультирования................................... 241

Причины недостаточной результативности психологического консультирования 242

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» 245

Литература.................................................................................................................................................. 266

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ.............. 266

СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ..................................................................................................... 293


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: