Источники и факторы возникновения стресса

Стресс — это динамичное состояние, обусловленное нали­чием трудностей или препятствий, осложняющих достижение жела­емых результатов.

Стресс в последнее время становится все более распространен­ным явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями. На­пример, получение высокой оценки по итогам аттестации может спо­собствовать продвижению по службе и повышению заработной пла­ты, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием.-для долгожданного повышения и даже основанием для увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности. Таким образом, необходимы два условия, чтобы стресс из потенци­ального перешел в состояние реального: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата, и особая важность для него получения этого результата.

Стресс обычно принято характеризовать как исключительно не­гативное явление, в то время как в действительности в ряде случаев он может оказывать позитивное воздействие на производительность труда и его результаты.

Все источники стресса условно разделены на 3 бол группы:

1) Внешние факторы, вооруженные конфликты и столкновения, уси­ление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляцию, увеличение безработицы.

2) Факторы, зависящие от организации, предс-ют собой весьма многочисленную группу, которая может быть разде­лена на след-ие подгруппы:

· характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, само­с-ть в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещен­ность и т.п.);

· нечеткое распределение ролей (несоответствие формально уста­новленных и реальных требований к поведению работников, роле­вой конфликт);

· отношения в кол-ве (отсутствие поддержки, проблемы с об­щением);

· организационная структура (например, матричная структура орга­низации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения 2 рук-лей);

· стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, со­провождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состо­янием).

3) Факторы, находящиеся на стороне самого работника. В группу этих факторов могут быть включены личностные проблемы, а также спе­цифические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или, напротив, препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены сле­дующие:опыт работы; восприятие; поддержка коллег, друзей и родственников; активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения; степень агрессивности.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необхо­димо иметь в виду следующее важное обстоятельство: стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе достаточно незначительная причина, дополняя уже накопленный до того уровень стрес­са, может явиться последней чертой, за которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необ­ходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоя­тельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симпто­мы стресса могут быть разделены на три основные группы:

1) Физиологические симптомы стресса могут быть выражены в таких формах, как повышение кровяного давления, возникновение и обо­стрение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли.

2)Психологические симптомы стресса. - напряженность, беспокойство, тос­ка, раздражительность.

3) Поведенческие симптомы стресса: снижение производительности труда; неявки на работу; текучесть кадров; злоупотребление алкоголем и другими токсическими вещества­ми, нарушение сна и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим тесно взаимосвязанным между собой направлениям:

1) Подбор и расстановка кадров. Различные по характе­ру и содержанию работы по-разному влияют на создание стрессовой ситуации. Работники по-разному реаги­руют на такого рода ситуации: одни в значительной степени подвер­жены стрессу, а другие — в гораздо меньшей. Именно поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание.

2) Постановка конкретных и выполнимых задач Специфические, до­статочно сложные, но реально выполнимые задачи не только снижа­ют возможность стресса, но и одновременно обеспечивают высокий уровень мотивации работников.

3) Проектирование работ. Многие работники предпочитают содержательную творческую работу, самостоятельность в принятии решений. Однако имеется и другая группа работников, которым именно выполнение однообразных ру­тинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносит наибольшее удовлетворение в работе и помогает избежать стресса.

4) Взаимодействие и групповое принятие решений. Если работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед органи­зацией (подразделением) задач, то создаются условия для само­стоятельного планирования работы, развития самоконтроля и, тем самым, для предупреждения и развития стресса.

5) Программы оздоровления работников, предполагающие, в частно­сти, обеспечение полноценного питания сотрудников, занятия спортом, разнообразные формы проведения досуга, а также осуще­ствление специфических программ поддержки (например, лиц, стра­дающих алкоголизмом), также могут быть рекомендованы организа­циям как эффективное средство предупреждения и устранения негативных последствий стресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: