Консультативный контакт

К.Роджерс назвал шесть необходимых и достаточных условий, способствующих позитивным изменениям личности:

1. Два лица находятся в психологическом контакте.

2. Один человек – клиент – находится в состоянии неконгруентности, уязвимости и тревоги.

3. Другой человек – консультант – конгруентен или интегрирован во взаимоотношения.

4. Консультант относится с эмпатическим пониманием к системе личных взглядов клиента и пытается сообщить клиенту об этом.

5. Отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено.

6. Сообщение консультанта о наличии эмпатического понимания и безусловного позитивного отношения – это тот минимальный уровень, который должен быть достигнут.

Эти условия обеспечивают достаточный для помощи консультативный контакт [27].

Консультативный контакт является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. Психологу следует различать интимно-личностные и интимно-терапевтические отношения. Терапевтический контакт хотя и наполнен чувствами, но является ассиметричным, т.е. пациент раскрывает интимные подробности своей жизни; только терапевт истолковывает смысл сказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге терапевтический контакт устанавливается по правилам, указанным терапевтом.

Имеются разнообразные определения консультативного контакта. Наиболее обобщенные из них:

Консультативный контакт – это уникальный динамический процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысления жизни [Кристиани, цит.по 15].

Консультативный контакт – это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент) испытывают по отношению к другому, и способ их выражения [Картер, цит. по 15].

Кочюнас Р., обобщая определения консультативного контакт, выделяет следующие основные параметры:

· эмоциональность;

· интенсивность;

· динамичность;

· конфиденциальность;

· оказание поддержки;

· добросовестность.

Сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения – проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

Характер консультативного контакта зависит от теоретической ориентации консультанта. В психоаналитическом направлении контакт – это взаимоотношения психоаналитика и пациента, в которых терапевт стремится быть предельно анонимным, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. В поведенческой терапии контакт носит характер педагогического союза тренера и ученика. В рамках гуманистического подхода контакт понимается, как отношение «человек – человек». В интегративной психологии контакт приобретает характер партнерских отношений.

Таким образом, хотя представители различных психотерапевтических школ контакт в конкретной работе используют по-разному, но они едины во мнении о его важности в консультативном процессе [15; 17].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: