Цель: исследование этических аспектов проявления эмпатии.
Методика: консультирование – это не панацея. С его помощью невозможно решить все проблемы клиента. Консультант должен видеть ситуации, выходящие за рамки его профессиональной компетенции.
Все участники получают перечень вопросов и, разбившись на подгруппы, подробно отвечают на них в письменной форме. Особое внимание они должны уделить рассмотрению следующих вопросов:
· В чем заключаются некоторые из ограничений консультирования?
· В каких случаях вы должны обращаться за «дополнительной помощью»?
· Какие аспекты консультирования являются для вас наиболее сложными?
По прошествии 15 минут все участники садятся в общий круг и тренер инициирует обсуждение вопросов, содержащихся в опроснике, а также просит участников рассказать о том, какие выводы они сделали, работая в малых группах.
ГЛАВА VIII. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Различные типы информации в консультировании
Цель: исследование процесса предоставления информации в консультировании.
Методика: во многих ситуациях консультирование будет «клиент-центрированным». Когда в ходе консультирования затрагивается личная жизнь клиентов или их проблемы, связанные с эмоциональной сферой, то в качестве экспертов обычно выступают сами клиенты. Вместе с тем есть моменты, в которых необходимо уметь предоставлять клиентам четкую и конкретную информацию. Для выполнения данного упражнения все участники разбиваются на небольшие группы по 3-4 человека. Далее их просят провести «мозговой штурм» и определить все возможные случаи, в которых, как им кажется, они должны будут предоставить клиентам конкретную информацию. Ниже мы приводим примеры ситуаций, которые были выделены членами групп, также в свое время выполнявшими это упражнение:
· когда клиент хочет получить информацию о том, в какие еще учреждения он может обратиться за помощью;
· когда клиент хочет получить информацию о политике кампании в отношении какого-либо конкретного вопроса;
· когда студент хочет получить информацию о процедуре проведения экзамена.
По прошествии 15 минут все участники вновь образуют общий круг, и представители каждой подгруппы сообщают остальным участникам о том, что было ими придумано в процессе работы. Затем проводится обсуждение, касающееся проблем предоставления информации, в ходе которого тренер выступает в качестве фасилитатора.