Психологическая мысль в России в XVIII в

Психологические идеи развивались в России еще в X— XV вв. На основе этих предпосылок в XVIII в. сформировались достаточно целостные концепции. Социальную базу отечественной психологии XVIII в. составлял феодально-крепостной строй. В XVIII в. в России широко развернулось просветительское движение, требующее отмены крепостного права, включавшее Н. Н. Поповского, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.; украинский мыслитель Г. С. Сковорода (1722—1794) заострил внимание на самосознании человека. В этих условиях материалистическое решение основных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий. Имевшее ярко выраженную антикрепостническую направленность, оно выдвинуло в центр проблему человека.

В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии общества, В. Н. Татищев утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума — опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность. Н. И. Новиков, крупный организатор издательского дела в России, в печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии. В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии — «Наука о душе». Ее автор И. Михайлов произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка. Не рассматривая умозрительных вопросов, касающихся бессмертия души и т. п., он описывает факты — ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю.

Основы материалистической русской психологии заложил М. В. Ломоносов (1711—1765), выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII в. Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.)- Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира (при этом считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Ломоносов выдвинул трех-компонентную теорию цветового зрения («Слово о происхождении света», 1757). В самом начале XIX в. (1801) Т. Юнг, английский физик и врач, также выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, впоследствии капитально разработанную Г. Гельмгольцем. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744) - о воображении, о страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи. Идеи Ломоносова развивали Я. П. Козельский и А. Н. Радищев.

Радищев ссылается на труды Гоббса, Декарта, Спинозы, Локка, французских материалистов, обобщает успехи естествознания — труды Линнея, Бюффона, опирается на знания по медицине, «водимые светильником опытности»2. Он опирался на материализм и гуманистическую этику. Полемизируя с дуализмом Декарта, Радищев утверждал, что все силы и самая жизнь – произведения единого вещества, имеющего разные качества. Психика - функция известных органов тела — нервов и мозга.

Развитие психики, сравнение психики человека и животных у Радищева. Специфичность образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний, особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами — все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействие на человека общества (путем подражания и сопереживания), но подчёркивает и силу природы, отвечающую за то, в какой степени будет усваиваться воспитание, но не препятствующую совершенствованию каждого.

О бессмертии души Радищев писал в ссылке в Сибири («О человеке, о его смертности и бессмертии»): «Я зрю везде смерть, т. е. разрушение; из того заключаю, что и я существовать перестану». Однако Радищев склоняется все же к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности — «мысленности», бессмертии души. Через сомнение Радищев пытается выявить силу, которая обеспечивает единство всех составляющих человека сил. Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция («мысль от чувств есть нечто отдельное»). Активная природа мышления, выражением которой является внимание, распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими страстями, да и над телом.

Так зарождались материалистические традиции в психологии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: