double arrow

Значение эволюционной концепции Ч.Дарвина для психологии.


Кратко: Теория эволюции и объяснение целесообразности в природе. Происхождение психики. Объяснение антропогенеза. Образования трёх областей генетической психологии: зоопсихологии, детской психологии, исторической психологии. Учение об эмоциях.

Возникла детская психология

Вводит практику ведения дневников. Сам ведет дневник, описывающий развитие своего сына в “Биографическом очерке одного ребенка” (1877). Позже публиковали подобные наблюдения Стенли Холл, В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер.

Истоки зоопсихологии, сравнительной психологии (и все что с этим связано)

Предмет исследования – развитие психики у животных.→ В психологии возникла задача сравнения психики животных и человека→ сравнительная психология.

Вписывает человека в общую картину развития в книге “О происхождении видов путем естественного отбора” («Происхождение видов» 1859). Человек произошел в процессе развития от низших животных форм («Происхождение человека и половой отбор» 1871) → В психологии возникает задача определения движущих сил психического развития → изучение психики в онтогенетическом развитии (Закон Мюллера-Геккеля; Гренвил Стенли Холл – теория рекапитуляции, теория ковергенции 2-х факторов Штерна)




Под влиянием теории Дарвина начались исследования первобытных народов. Например, школа Тейлора (первобытный анимизм – вера в духов как основа всех религий). По Тейлору, на всех этапах исторического развития мышление человека всюду одинаково.

Учение об эмоциях.

“Выражение эмоций у животных и человека” Приписывает животным переживания человека (очеловечивание). Например, приписывал животным воображение, нравственные чувства. Не видит качественных различий между эмоциями человека и животных (что дало импульс развитию антропоморфизма, а потом и в противовес ему механистической сравнительной психологии Фабра и Лёба, отрицающих вообще психику животных). «Закон Ллойда Моргана»: не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого психического уровня.

Обосновывает общность выразительных движений у животных и человека. Пишет об их приспособительном смысле→ новый подход к изучению психики как средства адаптации к среде (Спенсер, вопрос № 25).

Эволюционная теория Дарвина в целом → способствовала изменению понимания психики и задач психологии. Появилась новая модель анализа поведения в целом и его компонентов.

Э. Торндайк. Ввел методы проблемного ящика и лабиринта, его исследования – первый шаг к объективному экспериментальному изучению поведения животных. Животные могут решать задачи исключительно путем проб и ошибок. Сформулировал законы научения:

· Закон эффекта: закрепляется та из реакций, которая сопровождается удовлетворением от награды.

· Закон упражнения: реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе длительности повторения.

· Закон готовности: упражнения изменяют готовность синапсов к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому усвоению связи, проторению новых путей.








Сейчас читают про: