Франц Брентано (1838-1917) выдвинул программу, которая противостояла как традиционной элементаристской ассоциативной психологии, так и новой психологии Вундта.
Субъективный метод самонаблюдения. Подлинной психологической реальностью (и предметом изучения психологии) являются акты сознания. Акт направлен на объект – интенциональность. Из этого имманентная предметность актов.
Три типа актов: акты представления, акты суждения, акты чувства.
В представлении предмет является (презентируется) сознанию. Модификациями этого акта являются восприятие, впонятие.
Суждение – объект мнится как истинный или ложный. Желание и воля. Основа этических представлений.
Акты чувства. Эмоциональное оценивание.
Поставлены три важных вопроса психологии сознания – предметность, активность и единство.
Идейные последователи (все лишь частично опирались на его идеи)
· Карл Штумпф (1848-1936) – основатель психологического института при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) университетах. Учениками Штумпфа были Э. Гуссерль, К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин. Центральное понятие психологии Штумпфа – функция – соответствует акту у Брентано. Штумпф различает явления сознания, психические функции и их продукты. При этом именно функции составляют самое существенное в душевной жизни и задачу исследования. Главный признак функции – процессуальность.
|
|
· А. Мейнонг (1853-1920) – создал "теорию предметов", ставшую теоретической основой проблемы целостности в Грацкой школе.
· Христиан фон Эренфельс (1859-1932) – гештальт-качество (качество формы) – 1890.
· Теодор Липпс (1851-1914). Психология как наука о сознании, связанном с предметно-реальном миром. Взаимодействие осуществляется с помощью актов. Ввёл понятие вчувствоания (эмпатии).
· У. Джемс (1842-1910) – см. вопрос № 29
Из лекции:
Франц Брентано. Был католическим священником. Опирался на Аристотеля и схоластику.
Фома Аквинский – томизм. Интерпретация Аристотеля. Достижение гармонии между верой и разумом.
У Брентано – интенция, интенциональность.
Проблема сущности психических феноменов. Интенциональность как характеристика психических актов. Классификация психических актов. Методы психологии.
Много преподавал, был известным лектором.
Критиковал Вундта и за предмет, и за метод психологии.
Сознание всегда предметно, человек всегда думает о чём-то, а не вообще. Психология должна показать направленность сознания на предмет. То есть надо изучать акт восприятия, чувствования, суждения и т.п.
В Вюрцбурге учеником Брентано был К. Штумпф, который в свою очередь был учителем основателей гештальт-психологии.
|
|
В Вене у Брентано учились Фрейд и Гуссерль (философские курсы).
Главный труд – «Психология с эмпирической точки зрения» (незакончен).
Развитие идей Брентано в психологии:
· австрийская (Грацкая школа)
Эренфельс ввёл понятие гештальт-качества.
· психология функций К. Штумпфа
· теория эмпатии Т. Липпса, аналитическая психология Ф. Стаута и Дж. Уорда
Развитие учения об интенциональности в философии: феноменология Э. Гуссерля.
Т. Липпс считал, что, когда мы что-то видим, мы не можем не вносить в это свои настроения и чувствования. Чувствование очеловечивает акт восприятия.
Сознание обладает свойством интенциональности. Это способность к интенции (направленности). То есть способность к совершению актов направленности. Связь этих идей с идеями Аристотеля.
«Сенсорная мозаика» сознания не может выступать предметом психологии. Сознание обладает способностью к непрестанной направленности на тот или иной предмет, благодаря чему постоянно осуществляет целостный акт. Каждый акт направляет сознание на его предмет. Каждый акт сознания – это акт его направленности на тот или иной предмет. Акт сознания представляет его функцию.
Акты сознания:
· представлевание – акт порождения представлений
· суждение – акт порождения суждений
· эмоциональное оценивание (чувствование)
Последователи Брентано Штумпф и Липпс будут позже говорить, что направленность сознания на предмет является его функцией.
Предмет сознания меняется, но акт направленности остаётся неизменным.
Основные принципы психологии:
· сознание – это активное начало
· принцип предметности
· принцип целостности
Лейбниц в полемике с Локком утверждал, что сознание изначально активно, вводит понятие «апперцепция».
По Брентано, функция направленности обуславливает целостность.
Вюрцбургская школа (начало XX века). Применение эксперимента к высшим психическим процессам, в частности к мышлению. Опора на принципы новой психологии Брентано. Безобразное (ненаглядное, несенсорное) мышление.
Нарцисс Ах ввёл единицу мышления – значение. Значения могут иметь разных уровень развития, содержание может иметь разных уровень обобщённости. Разработал методику исследования понятий. Методика Выготского-Сахарова.
Интенция (направленность) на задачу порождает детерминирующую тенденцию. Она объединяет в последовательность все действия по решению задачи. Направленность на цель определяет целостность структуры.
В Австрийском городе Грац возникла школа, которую возглавил А. Мейнонг. В состава этой школы входил Х. Эренфельс.
Школы целостной психологии: Австрийская (Грацкая), Берлинская (гештальт-психология), Лейпцигская (сотрудничала с фашистским режимом), школа Курта Левина.
Эксперимент Х. Эренфельса. Мелодия на фортепиано. При изменении тональности меняется состав элементов (нот, клавиш), но мелодия воспринимается одинаково.
Фрейд, учась в университете, ходил на лекции по психологии Брентано. Свойством влечения является его направленность (отголосок идей Брентано).