Психология акта Ф. Брентано. Развитие идей Ф. Брентано в психологии

Франц Брентано (1838-1917) выдвинул программу, которая противостояла как традиционной элементаристской ассоциативной психологии, так и новой психологии Вундта.

Субъективный метод самонаблюдения. Подлинной психологической реальностью (и предметом изучения психологии) являются акты сознания. Акт направлен на объект – интенциональность. Из этого имманентная предметность актов.

Три типа актов: акты представления, акты суждения, акты чувства.

В представлении предмет является (презентируется) сознанию. Модификациями этого акта являются восприятие, впонятие.

Суждение – объект мнится как истинный или ложный. Желание и воля. Основа этических представлений.

Акты чувства. Эмоциональное оценивание.

Поставлены три важных вопроса психологии сознания – предметность, активность и единство.

Идейные последователи (все лишь частично опирались на его идеи)

· Карл Штумпф (1848-1936) – основатель психологического института при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) университетах. Учениками Штумпфа были Э. Гуссерль, К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин. Центральное понятие психологии Штумпфа – функция – соответствует акту у Брентано. Штумпф различает явления сознания, психические функции и их продукты. При этом именно функции составляют самое существенное в душевной жизни и задачу исследования. Главный признак функции – процессуальность.

· А. Мейнонг (1853-1920) – создал "теорию предметов", ставшую теоретической основой проблемы целостности в Грацкой школе.

· Христиан фон Эренфельс (1859-1932) – гештальт-качество (качество формы) – 1890.

· Теодор Липпс (1851-1914). Психология как наука о сознании, связанном с предметно-реальном миром. Взаимодействие осуществляется с помощью актов. Ввёл понятие вчувствоания (эмпатии).

· У. Джемс (1842-1910) – см. вопрос № 29

Из лекции:

Франц Брентано. Был католическим священником. Опирался на Аристотеля и схоластику.

Фома Аквинский – томизм. Интерпретация Аристотеля. Достижение гармонии между верой и разумом.

У Брентано – интенция, интенциональность.

Проблема сущности психических феноменов. Интенциональность как характеристика психических актов. Классификация психических актов. Методы психологии.

Много преподавал, был известным лектором.

Критиковал Вундта и за предмет, и за метод психологии.

Сознание всегда предметно, человек всегда думает о чём-то, а не вообще. Психология должна показать направленность сознания на предмет. То есть надо изучать акт восприятия, чувствования, суждения и т.п.

В Вюрцбурге учеником Брентано был К. Штумпф, который в свою очередь был учителем основателей гештальт-психологии.

В Вене у Брентано учились Фрейд и Гуссерль (философские курсы).

Главный труд – «Психология с эмпирической точки зрения» (незакончен).

Развитие идей Брентано в психологии:

· австрийская (Грацкая школа)

Эренфельс ввёл понятие гештальт-качества.

· психология функций К. Штумпфа

· теория эмпатии Т. Липпса, аналитическая психология Ф. Стаута и Дж. Уорда

Развитие учения об интенциональности в философии: феноменология Э. Гуссерля.

Т. Липпс считал, что, когда мы что-то видим, мы не можем не вносить в это свои настроения и чувствования. Чувствование очеловечивает акт восприятия.

Сознание обладает свойством интенциональности. Это способность к интенции (направленности). То есть способность к совершению актов направленности. Связь этих идей с идеями Аристотеля.

«Сенсорная мозаика» сознания не может выступать предметом психологии. Сознание обладает способностью к непрестанной направленности на тот или иной предмет, благодаря чему постоянно осуществляет целостный акт. Каждый акт направляет сознание на его предмет. Каждый акт сознания – это акт его направленности на тот или иной предмет. Акт сознания представляет его функцию.

Акты сознания:

· представлевание – акт порождения представлений

· суждение – акт порождения суждений

· эмоциональное оценивание (чувствование)

Последователи Брентано Штумпф и Липпс будут позже говорить, что направленность сознания на предмет является его функцией.

Предмет сознания меняется, но акт направленности остаётся неизменным.

Основные принципы психологии:

· сознание – это активное начало

· принцип предметности

· принцип целостности

Лейбниц в полемике с Локком утверждал, что сознание изначально активно, вводит понятие «апперцепция».

По Брентано, функция направленности обуславливает целостность.

Вюрцбургская школа (начало XX века). Применение эксперимента к высшим психическим процессам, в частности к мышлению. Опора на принципы новой психологии Брентано. Безобразное (ненаглядное, несенсорное) мышление.

Нарцисс Ах ввёл единицу мышления – значение. Значения могут иметь разных уровень развития, содержание может иметь разных уровень обобщённости. Разработал методику исследования понятий. Методика Выготского-Сахарова.

Интенция (направленность) на задачу порождает детерминирующую тенденцию. Она объединяет в последовательность все действия по решению задачи. Направленность на цель определяет целостность структуры.

В Австрийском городе Грац возникла школа, которую возглавил А. Мейнонг. В состава этой школы входил Х. Эренфельс.

Школы целостной психологии: Австрийская (Грацкая), Берлинская (гештальт-психология), Лейпцигская (сотрудничала с фашистским режимом), школа Курта Левина.

Эксперимент Х. Эренфельса. Мелодия на фортепиано. При изменении тональности меняется состав элементов (нот, клавиш), но мелодия воспринимается одинаково.

Фрейд, учась в университете, ходил на лекции по психологии Брентано. Свойством влечения является его направленность (отголосок идей Брентано).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: