double arrow

Направления русской психологии конца XIX – начала XX вв.


Особенности:

- влияние установок интеллигенции, общества в целом, только развитие в пределах кафедр университетов;

- ориентация на практику, в том числе по причине стремления к просвещению народных масс;

- влияние ментальности – центральные вопросы этические, а не познавательные, как заграницей (Ср.: даже у Сеченова!).

Еще в 18 веке некоторые концепции были популярны, но истинные рассвет – 60-е гг. ослабление цензурного гнета, «освобождение» (1862!) – вслед за крестьянством и всего общества, достижения науки, популяризация просвещения. 60-80 гг.: появление собственно психологических работ. К концу XIX в. практически во всех крупных университетах России появились кафедры психологии, определившие на ближайшие 30 лет развитие психологии.

Александр Галич (1783-1848): учитель Пушкина, профессор философии. Развивал новые для своего времени идеи связи психики с деятельностью человека в общественных условиях, того, что человек – не только природное существо.

Александр Иванович Герцен (1812-1870): идеи качественного своеобразия человеческой психики (хотя это и особая функция мозга), отличия от психики животных. Причина – историческое развитие человека. Поэтому психология должна основываться не только на физиологии, но и на философии и истории. Идея о деятельной природе личности. Проблема свободы воли, которая имела острое общественно-политическое звучание (полемика Сеченова с Кавелиным как яркий пример). Герцен не преемлил ни идеализма, ни фатализма в этом вопросе; указывал на социально-историческую обусловленность высших проявлений личности, в том числе, сознания, воли.




Николай Александрович Добролюбов (1836-1861): критика дуализма, человек как целое, нераздельное существо. Разоблачение френологии и вульгарного материализма вообще. Взгляд на психические процессы как детерминированные, имеющие причину во внешнем мире.

Никовлай Гаврилович Чернышевский (1828-1889): выступал против дуализма в психологии; различал в человеке два рода явлений – материальные (есть, ходить) и нравственные (думать, желать). Первоначально придерживался материализма, антропологического подхода. Ратовал за причинные подход в психологии, говорил о необходимости выхода за пределы сознания для познания его природы и причин (эту традицию и продолжил позже Сеченов). Выступал против функционального подхода в психологии, говорил о том, что мышление, память и т.п. должны рассматриваться неразрывно от личности и деятельности человека, его потребностей. Развивал идею о специфике человеческих потребностей, их отличности от органических потребностей животных; у человека органический компонент отходит на второй план. Мысль о производстве потребностей в активной деятельности.



Различал характер и темперамент; характер определяется условиями жизни, воспитанием, темперамент обусловлен природными факторами, хотя также подвержен влиянию социальных условий (тут-то он и отошел от материализма). Разработал понятие «народного характера» как совокупность нравственных и умственных качеств народа.

Павфил Данилович Юркевич (1827-1874): философ и педагог, учитель В. Соловьева. Критическое рассмотрение идей Чернышевского. Видел недостаточность в рассмотрении психологии по образцу естествознания (видел опасность сведения психологии к физиологии). Отстаивал самостоятельность психологии как науки о внутреннем чувстве.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881): выдающийся русский хирург. Принцип воспитания человека в человеке. Поддерживал эту идею и Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871). В его работе «Человек как предмет воспитания» (1868-1869) был произведен синтез педагогики с психологией, использовались достижения всей мировой философско-педагогической мысли. Этот труд считается предтечей отечественной детской и педагогической психологии.

Собственно педагогическая психология берет свое начало в работах Петра Федоровича Каптерева (1849-1922).

Связь психологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная практика. 80-е гг.: развитие капитализма, производства. Появление работ по учету психики человека в труде (подбор и обучение, продуктивность работы, профилактика ошибок). К психологии обращаются юристы, физиологи, психиатры. Возникают и замысли «психической этнографии».



Матвей Михайлович Троицкий (1835-1899): попытка синтеза эмпиризма с богословской традицией. Придавал большое значение распространению психологических и философских знаний, повышению общего уровня психологической культуры в российском обществе и создал Московское психологическое общество при Московском университете. Считал, что именно психология, главным образом теория познания, должна стать основой общей методологии всех общественных наук. Говорил о необходимости позитивного подхода в психологии. Идеи культурной обусловленности нравственности человека.

Михаил Иванович Владиславлев (1840-1890): благодаря ему психология стала одной из ведущих дисциплин в университетах. Пытался соединить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу. Приверженец эмпирической линии в отечественной психологии (Локк, английский ассоцианизм).

Вторая половина 19 века – языкознание как один из источников психологического знания. А.А. Потебня (1835-1891): создатель научной школы исторического языкознания. Развивал идеи взаимосвязи языка, познания и мышления, единства сознания и языка. Историческое развитие человеческого сознания, его социальная природа. Язык как важнейшее условие развития самосознания (рассматривается, как повлиявший на Выготского). Считал, что развитие индивидуальной психики не может происходить изолированно от других людей, от времени и культуры, в которых живет человек. Идея опосредования знаком и словом!

Ассимилировал и развивал идеи Вильгельма фон Гумбольта (1767-1835)о социальном характере языка. По Г., язык – это не просто средство общения, но продукт сознания народа, его видения мира По Потебне, сначала в слове отражается мифологическое сознание, а затем поэтическое и научное. (Первые два – символичность и многозначность, последнее – это знак, с определенным значением).

Отечественная психология 19 века: 1. не голое копирование, но творческая интерпретация достижений мировой психологии; 2. привнесение нравственных и этических идей; 3. идеи о роли культуры и слова. В результате: оригинальные научные концепции психического, примером которых могут служить взгляды Сеченова, Кавелина и Потебни.

В 90-х годах XIX в. ситуация изменилась. Изменение в идеологических и научных установках. Если в 60-80-е годы общество преклонялось перед наукой, особенно наукой естественной, о чем говорилось выше, то уже к 90-м годам общественное настроение начало заметно изменяться, появились апатия, усталость от нереализованных политических обещаний, неверие и негативизм по отношению к науке. Изменились и ценностные ориентации интеллигенции. Не либеральные европейские тенденции, но гуманитарные, стремление к самобытности.

В.С.Соловьев (1853-1900): противник позитивизма, влияние на становление новых приоритетов в философии и психологии.

Н.Я. Грот (1852-1899): крупный организатор русской психологии. Рассматривает психическую жизнь как один из видов взаимодействия организма со средой. Ранние идеи в созвучны материализму, позже углубляется в метафизические проблемы, исследует вопросы о природе души, задача обоснования высших начал нравственности.

Л.М.Лопатин (1855-1920): психология как наука о законах и процессах душевной жизни; ее цель - изучение познавательных психических процессов и открытие общих закономерностей, определяющих психическую жизнь человека. Не отрицая большого значения эксперимента и физиологии для психологии, Лопатин все же считал психологию по преимуществу философской, а не естественной наукой. Внимание к проблеме воли, ее влияние на развитие нравственности.

+ вопрос № 34 и 35








Сейчас читают про: