К ним относятся финансирование промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, энергетики (в том числе, предприятий, относящихся к отраслям так называемых "естественных монополий"). Отдельное место занимают затраты на реализацию государственного заказа, т.е. приобретение продукции для органов власти, нужд обороны и т.п.
Финансирование нематериальной сферы. Этот блок может быть подразделен на 2 части:
а) Расходы на реализацию функций государства. Это финансирование, прежде всего, органов государственной власти и местного самоуправления, расходы на международную и правоохранительную деятельность, судебную систему, выполнение оборонных задач государства, научных исследований фундаментального характера. Без осуществления этих функций невозможно говорить о наличии признаков самостоятельного государства.
б) Финансирование социальной сферы государства. Расходы на образование, здравоохранение, культуру и искусство, прочие социальные нужды являются важнейшей составляющей бюджета. Через финансирование так называемых "общественных благ", которыми в равной степени могут воспользоваться все граждане страны, бюджет выполняет функцию социального регулирования или обеспечения социальных гарантий.
2. По экономическому содержанию
- Текущие расходы:
а) Содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов
б) Текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу.
в) Проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу.
г) Оказание поддержки бюджетам других уровней (дотации, субвенции, субсидии
- К апитальные расходы:
а) Новое строительство
б) Развитие объектов государственной и муниципальной собственности
в) Реконструкцию и др.
Данная группа обозначается понятием бюджет развития.
Как правило, в условиях нехватки денежных средств текущие расходы составляют наибольшую долю, а капитальные могут совсем не получать финансирования. Такая ситуация является крайне неблагоприятной и свидетельствует о неэффективности проводимой финансовой политики.
3. По предметной направленности соответствующих денежных потоков (см.рис.5).
4. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяют 4 группы расходов:
1) Расходы, финансируемые исключительно из Федерального бюджета – наиболее значимые потребности, которые должны финансироваться на всей территории страны (национальная оборона, использование космического пространства, обслуживание государственного долга и ВЭД).
2) расходы, финансируемые из региональных бюджетов
3) расходы, финансируемые из местных бюджетов
4) расходы, финансируемые совместно тремя уровнями бюджетной системы:
§ Охрана окружающей среды,
§ Государственная поддержка отраслей промышленности,
§ Научно-исследовательские работы,
§ развитие федеративных и национальных отношений,
§ деятельность СМИ,
§ предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Распределение расходных полномочий по этой группе является одной их самых острых проблем межбюджетных отношений.
5. Ведомственная группировка – группировка по Министерствам и ведомствам.