Существует 3 возможных состояния бюджета
- дефицит
- профицит
- сбалансированность
В общем плане, дефицит (от лат. deficit-недостаток)–нехватка какого-либо ресурса
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
По сути, бюджетный дефицит представляет собой самостоятельную категорию денежного хозяйства и выражает экономические отношения, которые возникают между участниками воспроизводственного процесса по поводу использования денежных средств сверх имеющегося в распоряжении источников дохода.
Представление о размере бюджетного дефицита получают на основе соотношения величины дефицита к ВВП. На основе данного показателя определяются параметры бюджетного дефицита в официальных документах правительств и международных обязательствах перед МВФ.
Возникновение дефицита может иметь различную природу, в соответствии с чем выделяют активный и пассивный дефицит.
Активный – это бюджетный дефицит, который заложен при утверждении бюджета.
Пассивный – дефицит вызванный сокращением гос.доходов в результате падения экономической активности в течении отчетного периода. Пассивный дефицит является более опасным для экономической системы, т.к. нельзя заранее определить его точную величину и наметить источники его покрытия.
|
|
Факторы возникновения:
- Увеличение темпов финансирования социальных расходов по сравнению с темпом прироста валового внутреннего продукта
- Осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры
- Наращивание военных расходов
- Кризисные явления в экономике
- Чрезвычайные обстоятельства (война, форс-мажор)
Методы управления дефицитом в современных условиях:
1. Разработка четкой программы финансовых мероприятий, направленных на обеспечение стабилизации рубля. (Стабильные деньги – основа экономического подъема).
2. Поиск эффективных источников покрытия бюджетного дефицита (займы, ценные бумаги и т.д.)
3. Контроль за развитием бюджетной и экономической ситуации, обеспечивающий приведение бюджетного дефицита к оптимальному размеру 3-5% от величины ВВП
4. Сокращение военных расходов
5. Разработка механизма секвестра (т.е. пропорционального снижения расходов по всем статьям) и обеспечение его неукоснительной реализации.
6. Выделение бюджетных ассигнований только под соответствующий залог и предельный экономический эффект.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние.
|
|
1) внутренние источники:
- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
2) внешние источники:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностр.валюте.
В целях сбалансированности бюджетов, соответствующие представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступления доходов бюджета, то вводится механизм секвестра.
Секвестр – пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета в течении оставшегося времени текущего финансового года.
5. Особенности формирования федерального бюджета с 2008 года (Рисунок 6)
ДОХОДЫ РАСХОДЫ (ст.69 БК РФ)
|
Рис. 6 – Особенности формирования доходов Федерального бюджета и его использование на нужды государства