Оценка персонала

Оценка подразумевает наличие критериев оценки и шкалы оценки. Оценку персонала в бизнесе принято делить на:

· Оценку компетенций (знаний, умений, навыков, ценностей, личностных особенностей)

· Оценку результативности (достижение целей, бизнес-результатов)

Выделяют следующие методы оценки компетенций

· Ассессмент-центр

· Тестирование

· Интервьюирование

· Деловые игры

По направленности их классифицируют по трём основным направлениям: качественные, количественные и комбинированные.

Качественные методы - это методы определяющие сотрудников без применения количественных показателей. Их еще называют описательными методами: матричный метод (сравнение качеств конкретного человека с идеальными характеристиками для занимаемой должности); метод системы произвольных характеристик (руководство или кадровая служба просто выделяет самые яркие достижения и самые худшие ошибки в работе человека, и, сопоставляя их, делает выводы); оценка выполнения задач (элементарный метод, когда оценивается работа сотрудника в целом); метод "360 градусов" (предполагает оценку сотрудника со всех сторон - руководителями, коллегами, подчиненными, клиентами и самооценка); групповая дискуссия (описательный метод, которым предусматривается дискуссия сотрудника с его руководителями или экспертами в данной отрасли о результатах его работы и перспективах).

Комбинированные методы -это совокупность описательных методов с применением количественных аспектов: тестирование (оценка по результатам решения заранее поставленных заданий); метод суммы оценок (каждая характеристика человека оценивается по определенной шкале, а потом выводится средний показатель, сравниваемый с идеальным); система группировки (всех сотрудников делят на несколько групп - от тех, кто работает на отлично, и до тех, чья работа неудовлетворительна на фоне остальных).

Количественные методы -наиболее объективны, так как все результаты зафиксированы в числах: ранговый метод (несколько руководителей составляет рейтинг сотрудников, потом все рейтинги сверяются); метод бальной оценки (за каждое достижение персонал получает определенное заранее количество баллов, которые по итогам периода суммируются); свободная бальная оценка (каждое качество сотрудника экспертами оценивается на определенное количество баллов, которые суммируются и выводится общий рейтинг).

Комплексной и совершенно самостоятельной методикой оценки персонала является аттестация.

«Аттестация» (от латинского «attestatio» — свидетельство) — определение уровня соответствия. Аттестация является одной из наиболее распространенных форм оценки работы персонала, а точнее определения уровня соответствия работника занимаемой должности и (или) месту на которое он претендует. Сотрудники большинства организаций с налаженным менеджментом проходят процедуру аттестации, как правило, раз в год.

Все вышеуказанные методы в состоянии эффективно оценить лишь определенный аспект работы человека или его социально-психологических характеристик. Поэтому в последнее время все чаще используется универсальный комплексный метод - метод оценочных центров, который вобрал в себя элементы многих методов, для достижения максимально объективного анализа персонала. Данный метод имеет целых 25 критериев, по которым проводится оценка человека. Среди них: способность к учебе, умение делать устные и письменные обобщения, контактность, восприятие мнения окружающих, гибкость в поведении, внутренние нормативы, творческие характеристики, самооценка, необходимость одобрения начальством и коллегами, карьеристские мотивы, реальность мыслей, надежность, разнообразие интересов, устойчивость к стрессовым ситуациям, энергичность, организованность, организаторские и управленческие способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: