Многоаспектный анализ школьного урока

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Студенты посещают уроки учителей-предметников, в котором проходят педагогическую практику, а затем дают характеристику пяти уроков в зависимости от их структуры. К ним относятся урок изучения новых знаний, урок усвоения умений и навыков, урок применения новых навыков и умений комбинированный урок и нестандартный урок.

Урок изучения новых знаний — урок, содержанием которого является материал, ранее неизвестный учащимся. Он может иметь следующую структуру:

1.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

2.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

3.Организация восприятия и первичного осознания нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

4.Организация обобщения и систематизации знаний.

5.Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

На таком уроке предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими ряда самостоятельных заданий с целью восприятия, осознания, осмысления, обобщения и систематизации знаний.

Структура урока усвоения навыков и умений имеет следующую наиболее общую схему:

1.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные упражнения).

2.Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения школьников.

3.Изучение нового материала (вводные упражнения).

4.Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).

5.Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)

6.Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

7.Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Урок применения знаний, навыков и умений предполагает выполнение учащимися сложных комплексных заданий, охватывающих знания, умения, навыки по крупным разделам или темам. Примерная структура урока данного типа:

1.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний необходимых для самостоятельного выполнения практического задания.

2.Сообщение темы урока, мотивация учебной деятельности.

3.Осмысление содержания и последовательности применения практических навыков и умений.

4.Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и с помощью учителя.

5.Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

6.Отчет учащихся о способах и результатах выполненной работы, теоретическая интерпретация полученных результатов

7. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Комбинированный урок - урок, на котором решается несколько дидак­тических задач. Включает в себя: организационный момент, проверку до­машнего задания, опрос учащихся, изложение нового материала, закрепление материала, задание на дом.

Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие с нестандартной структурой, которое строится с опорой на самодеятельность учащихся в процессе обучения. Основные функции нестандартного урока: формирование мотивов учения, воспитание волевых качеств, воспитание культуры чувств и др. Выделяют следующие нестандартные уроки: урок КВН, устный журнал, урок «Поле чудес», урок путешествие и т.д.

Схема педагогического анализа урока

Общие сведения об уроке.

Дата, школа, класс. Фамилия, имя, отчество учителя. Предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, какой урок по порядку, какая смена, где проводится урок.

Какова обстановка в классе? Обратите внимание на готовность учащихся к началу урока. Опишите, каким образом учитель обозначил начало урока, какова тема, цель урока, каким образом тема урока и цель доводились до сведения учащихся?

2. Тип и структура урока.

Укажите тип урока и структуру урока. Опишите, каким образом осуще­ствлялся каждый этап урока, была ли тема урока адекватна дидактической цели. Раскройте содержание отдельных этапов урока, каким образом осуще­ствлялось подведение итогов урока.

3. Содержание урока.

Подтвердите соответствие содержания урока программе, целям и задачам урока. Опишите, каким образом учитель на уроке формировал у учащихся научное мировоззрение, ценностные ориентиры, опирался ли учитель на личный опыт учащихся при изучении нового материала, опирался ли учитель в процессе формирования научных представлений на межпредметные связи.

4. Методы и приемы обучения.

Укажите, какие методы, и приемы обучения применял учитель на уроке, соответствуют ли используемые методы и приемы содержанию учебного материала, типу урока, возрастным особенностям учащихся, соблюдал ли учитель основные требования к уроку, какие дидактические принципы были реализованы в ходе урока, как использовалась наглядность, была ли она уместна.

Проанализируйте, каким образом учитель организует обратную связь в ходе урока, имеет ли место индивидуальный и дифференцированный подходы в организации деятельности учащихся, как происходило оценивание дея­тельности учащихся на уроке.

5. Поведение учащихся на уроке.

Обратите внимание на то, каким образом учитель поддерживал дисциплину на уроке, были ли учащиеся заинтересованы учебной деятельностью, как осуществлялась мотивация учения. Опишите педагогические ситуации, возникавшие в ходе урока и требовавшие разрешения, как относятся учащиеся к учителю.

6. Поведение учителя на уроке.

Охарактеризуйте стиль и тон в работе, педагогический такт, культуру речи учителя. Умеет ли учитель удерживать внимание учащихся, организовывать учебную деятельность.

7. Результаты урока.

Сделайте общие выводы и определите, достиг ли учитель поставленных дидактических целей, решил ли поставленные задачи, выполнен или нет план урока, каково значение данного урока в системе уроков по данной теме, в чем заключается развивающее и воспитывающее значение урока.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Подготовьте подробный конспект урока проведенного вами и проана­лизируйте его по следующей схеме:

Что делалось? Как делали? Оценка.
Выбор цели урока 1. Комплексный характер цели: наличие образовательного, воспитательного и развивающего аспекта. 2. реальность достижения цели. 3. Связь целей данного урока с целями предыдущего занятия. 4. Состоялось ли принятие и осознание учащимися цели урока.  
Выбор типа урока. 1. Соответствие структуры урока его типу, дидактической цели. 2. Наличие в структуре урока элементов, дополняющих его дидактическую основу и их необходимость. 3.Наличие взаимосвязи между этапами урока, влияние структуры урока на достижение поставленных целей.  
Отбор содержания, форм и методов на каждом этапе урока. 1. Научность и доступность учебной информации. 2. Глубина содержания и полнота его передачи. 3. Соответствие форм и методов обучения содержанию учебного материала, наличие взаимосвязи между ними.  
Итоги урока, его результат. 1. Уровень достижения триединой цели урока: а) полностью; б) частично; в) недостигнуто. 2. Что оказало положительное влияние на достижение цели урока. 3. Что препятствовало полному достижению цели урока. 4. Какие новые знания, умения, навыки получены учащимися и соответствует ли это цели урока. 5. Что оказалось не усвоенным учащимися в соответствии с целями урока и нуждается в доработке.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: