Введение

Ф.А. Сайфуллин

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Сибай 2000

УДК 373.5

ББК 74.200

С 12

Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс. – Сибай: Сибайского института БГУ, 2000. - 138 с.

ISBN 5 – 7477 – 0434 – 6

В данной книге представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система педагогического процесса в общеобразовательной школе.

Автор, выдвинув теоретическое положение о синонимичности понятий “обучение”, “воспитание”, “педагогический процесс” и руководствуясь им, создает принципиально новую педагогическую теорию.

Книга предназначена для учителей, руководителей общеобразовательных школ, студентов педвузов, колледжей, училищ, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений – для всех, кто не равнодушен к проблемам воспитания.

Научный редактор: доктор пед. наук, проф. кафедры педагогики Стерлитамакского государственного педагогического института О.Р. Кунц

Рецензент: канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики и психологии СИ БГУ А. Я. Канапацкий.

Ó Сайфуллин Ф.А., 2000

Ó Сибайский институт

Башкирского государственного университета, 2000

ISBN 5 – 7477 – 0434 – 6

ВВЕДЕНИЕ

Современная общеобразовательная школа не справляется со своими задачами. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, в том числе рост преступности в нашей стране.

Одной из причин неэффективной работы школы является отсутствие действенной педагогической теории. В данной работе делается попытка создать ее. В ней отражаются результаты экспериментальных исследований, проведенных автором на базе общеобразовательных школ Республики Башкортостан в течение последних 20 лет.

В ходе исследования доказывается такая гипотеза - система педагогического процесса (ПП) в общеобразовательной школе бывает эффективной тогда, когда она квалифицированно организуется на основе следующих взаимосвязанных принципов:

- принципа целостности педагогического процесса, предполагающего зависимость и взаимообусловленность всех его компонентов: цели, содержания, форм, методов, принципов, средств, результата и исключающего деление его на обучение и воспитание, на организованный и неорганизованный педпроцессы; на нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и другие воспитания;

-принципа индивидуализации педагогического процесса, означающего учет индивидуальных особенностей учащихся, признание их естественных прав на индивидуальный темп развития;

-принципа развития, требующего обязательного развития объекта педагогического процесса и других его компонентов;

-принципа поэтапности, означающего развитие объекта педагогического процесса “от простого к сложному”, “от низшего к высшему”, посильность, доступность цели, задач, содержания, методов, средств, результатов ПП;

-принципа саморегулируемости, обеспечиваемого бесконечностью, универсальностью, индивидуализированностью, постоянной обновляемостью содержания педагогического процесса, активностью учащихся, стремлением учителей повышать свою квалификацию.

В исследовании используются разнообразные методы: наблюдение, интервью, беседа, анкетирование, обобщение, рейтинг, анализ независимых характеристик, философской, социологической, психолого-педагогической литературы, материалов международных, всероссийских, зональных совещаний, семинаров, конференций, документаций и т.д. Важнейшим методом явился педагогический эксперимент.

Теоретическая ценность и научная новизна проведенного нами исследования заключается в следующем:

- уточняются основные категории педагогической науки: “обучение”, “воспитание”, “образование”, “педагогический процесс”, “содержание”, “форма”, “метод” педагогического процесса, “урок” и др.;

- делается попытка очищения педагогической науки от некоторых ошибочных подходов, толкований, отрицательно влияющих на результаты работы общеобразовательной школы;

- дается понятие о башкирской общеобразовательной школе;

- представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система педагогического процесса в общеобразовательной школе;

- дается психолого-педагогическая характеристика на объект педагогического процесса башкирской общеобразовательной школы;

- выявляются и обосновываются принципы педагогического процесса: целостности, индивидуализации, развития, поэтапности, саморегулируемости;

- разрабатываются требования к содержанию педагогического процесса: неограниченности, универсальности, достаточности содержания, первичности отношения;

- изучается и обобщается опыт работы учителей и отдельных коллективов по организации педагогического процесса в башкирской общеобразовательной школе.

Разработанная экспериментальная система позволяет значительно повысить эффективность педагогического процесса в школе. В результате ее применения, как показывает практика, все ученики: и слабые, и средние, и способные - поднимаются на новый уровень. Они, что примечательно, развиваются беспрерывно и гармонично. Исчезает такая категория учащихся, как “образован, но не воспитан” или “воспитан, но не образован”. Наша система позволяет воспитаннику максимально использовать свои внутренние резервы для развития. Окружающая среда становится мощным фактором формирования личности. Стремление ученика быть хорошим человеком, что является движущей силой нашей экспериментальной системы педагогического процесса, обеспечивает его положительное развитие не только в школе, но и в любом месте, даже среди “хулиганов”. Руководство нашими принципами организации педагогического процесса способствует формированию у учителей самостоятельности, уверенности, творческого подхода к своей работе.

Практическая значимость нашего исследования усиливается еще и следующим обстоятельством: высокие результаты с помощью предлагаемой экспериментальной системы получаются не за счет увеличения материальных затрат, а их уменьшения, не за счет повышения эксплуатации педагогов, а их разгрузки. Ориентация на активность обучающихся, признание окружающей среды как средства педагогического процесса, универсализация и индивидуализация содержания, уменьшение аудиторных занятий, сроков обучения и другие меры приводят к сокращению числа учителей.

Основные положения исследования обсуждены на республиканских, зональных, всероссийских, международных конференциях, совещаниях и семинарах в Москве, Магнитогорске, Самаре, Уфе, Сибае, Стерлитамаке.

Обоснованность и достоверность полученных выводов обеспечены использованием надежных методов, проведением эксперимента в разнообразных условиях, исследованием проблемы в течение длительного времени, уважительным отношением к находкам и ошибкам других ученых.

Посвящается моим студентам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: