Объект и субъект педагогического процесса

Объект педагогического процесса - это человек, который подвергается педагогическому воздействию. Его роль в ПП велика: он является системообразующим элементом. Цель, содержание, формы, методы, средства… педагогического процесса определяются уровнем развития объекта, его состоянием. От их соответствия друг другу зависит целостность ПП и его результативность (см.: §5 второй главы). Объект играет решающую роль и в определении типа педагогического процесса. В зависимости от того, сколько человек подвергается одновременному педагогическому воздействию, мы делим ПП на индивидуальный, индивидуально-коллективный, коллективный типы (см.: §11 второй главы).

Объектом педагогического процесса башкирской общеобразовательной школы, как правило, является башкир в возрасте от 6 до 17 лет.

Каковы его психолого-педагогические особенности?

Ответ на этот вопрос мы получили с помощью многочисленных методов: анализа, чтения, сравнения, наблюдения, эксперимента, беседы, анкетирования, тестирования и т.д. Использовали богатый опыт башкирского и других народов по изучению человека. В результате такой тщательной исследовательской работы нами выявлены следующие типичные особенности объекта педагогического процесса современной башкирской общеобразовательной школы.

Первая особенность - это уважительное отношение башкирских детей к старшим. Корни этого качества находятся в глубокой истории. Как у любого народа, так и у башкир, уважительное отношение к старшим, диктовалось необходимостью обеспечения власти взрослых над молодыми в целях воспитания последних. С принятием ислама уважение к старшим у башкир усиливалось. Однако до фанатизма не дошло. “Народ никогда не абсолютизировал этого требования, не догматизировал его” [27, с. 248]. Башкиры должны были уважать только положительные стороны старших, дурные поступки критиковались независимо от возраста.

У башкир существовала целая система воспитания уважительного отношения детей к старшим. Особая роль при этом принадлежала устному народному творчеству. В эпосе “Урал батыр” Шульган, несмотря на запрет отца выпивший кровь животного, превращается в медведя, то есть теряет человеческий облик. Во многих эпических произведениях башкирского фольклора в трудный, опасный момент для положительного героя, как правило, появляется пожилой старик и дает ему полезные советы [81,с. 107].

Большую помощь в формировании у детей уважительного отношения к старшим оказывают башкирские пословицы. “Без совета с аксакалом дела не начинай”, “С тем, кто старше твоего отца, шутя не разговаривай” [14, с. 29,19] – эти и другие пословицы содержат в себе правила поведения и для башкирских детей, кроме всего, имеют сильную внушительную силу.

У башкир много обычаев, способствующих формированию уважительного отношения детей к взрослым. Например, самому старшему, значит самому уважаемому человеку, башкиры за столом дают ножку птицы. Другой обычай требует знания родословной. “Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства”, - говорится в одной из пословиц [14, с. 8].

Конечно, эти и другие обычаи за годы советской власти потеряли прежнюю силу воздействия. Ослабла роль и устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения. Поэтому теперь уважительное отношение к старшим наблюдается не у каждого башкира-школьника. Но оно все еще сохраняется, особенно в сельской местности.

Уважительное отношение башкирских детей к старшим в современных условиях имеет положительные и отрицательные стороны. Положительным является то, что такой ученик легко поддается влиянию взрослых: в руках хороших воспитателей быстро и качественно развивается. Однако ребенок, уважительно относящийся к старшим, иногда усваивает и их недостатки.

Другой особенностью объекта ПП башкирской общеобразовательной школы является его чрезмерная скромность.

Скромность башкира - сложное психологическое образование. Она, во-первых, означает его простоту. Высокомерие в башкирской народной педагогике всегда осуждалось. Об этом, например, говорят многочисленные пословицы. “Кто высоко парит, тот низко садится”, “Самолюбие да самомнение - с высокой горы падение” [14, с. 153, 156].

Скромность включает в себя и сдержанность. Болтливость не одобрялась. “Болезнь тела - обжорство, болезнь души - болтливость”, “Меньше говори, больше делай” говорится в пословицах. Женщины перед мужчинами, дети перед взрослыми, трус перед батыром должны были быть немногословными. Однако скромность, по мнению народа, означает не только сдержанность в речи, словах, действиях, но и умение сдерживать свои эмоции, чувства, боль и т.д. “У нашего народа скромность - одно из основных черт характера. Несмотря на то, что сердце пылало огнем, ни свое горе, ни свою радость башкир не выражал так громко”, - пишет Ш. Зулькарнаева [55, с. 33].

Скромность башкира означает тактичность, дипломатичность его. Башкиры ту или иную новость, просьбу сразу в лоб не говорят: разговор начинают издалека, подготавливая собеседника к восприятию информации. Спорные вопросы они стараются решать мирными способами. “Доброе слово - бальзам для души, дурное - яд”, - говорит пословица.

Однако в условиях тоталитарного режима чрезмерная скромность башкира стала качеством, мешающим в жизни. Даже появились пословицы типа “От скромности мало пользы”. Действительно, башкирских детей скромность в современных условиях делает пассивными. Поэтому они на уроках, в общественной жизни школы недостаточно активны. Это особенно ярко бросается в глаза в смешанных классах, где башкирские дети обучаются совместно с русскими.

Башкирским детям характерна искренность. Искренность башкира означает открытость, гостеприимство, доброту, честность, справедливость. В воспитании его родители руководствуются теоретическими положениями, содержащимися в таких пословицах, как “Справедливость и мертвого оживит”, “Ложь - на один день, истина - на века”, “Когда хан говорит двояко, стране беда”, “Если ты вор, обретешь позор” [14, с. 44,171,177,181]. Башкиру чужда хитрость. Это отмечалось и русскими исследователями [3, с. 244].

Хотя башкир не любит хвастаться, но любит, когда его хвалят другие. По этому поводу вот что пишет этнограф-исследователь прошлого столетия Л. Фон-Берхгольц: “Башкир любит, чтобы на него обратили внимание, похвалили бы его или его лошадь, его удальство, ловкость” [148, с. 79].

Искренность, “отсутствие хитрости и легковерие и сейчас еще продолжают оставаться психологическими качествами многих башкир, а отсюда логически следуют и такие качества, как быстрая внушаемость и возбудимость, прямолинейность” [27, с. 240].

Данное обстоятельство иногда вызывает трудности для самих башкир. В современных условиях, когда зло и добро, милосердие и жестокость переплетаются, башкир довольно часто становится жертвой обмана. Он порой забывает такие важные заветы своих предков, как “Умный человек и не обманет, и не обманется”, “Сердечную тайну и отцу не открывай”, “Если друзей много, знай: один из них – враг” [14, С.115, 193, 197].

Все это отражается и в характере, действиях и поступках современных школьников-башкир.

Башкирские дети трудолюбивы. Особенно они любят физический труд. Не боятся “черной работы”. Терпеливо работают и часто при этом проявляют творчество. Трудолюбие башкирских детей отмечается и экспертами, участвующими в нашем исследовании. 98 из 125 учителей признают наличие у них такого качества.

Однако в учебной деятельности башкирским детям трудолюбия не всегда хватает. У значительной части из них наблюдается недостаточное стремление к знаниям. Наличие данной особенности подтверждается фактами. Например, статистика свидетельствует о том, что среди башкир людей с высшим, полным и неполным средним образованием меньше, чем у русских и татар [15, с. 126].

Каковы причины недостаточной сформированности у башкир стремления к учебе?

Их много: занятость учащихся-башкир хозяйственными делами (основная масса их проживает в сельской местности); отсутствие учебников на родном языке; изучение отдельных предметов не на родном языке; недостаточность высококвалифицированных специалистов в башкирских общеобразовательных школах; отсутствие внешкольных учреждений в сельской местности и т.д.

Следующей особенностью объекта ПП башкирской общеобразовательной школы является недостаточное развитие у башкирских детей национального самосознания. Имеются неопровержимые факты, свидетельствующие об этом. “В настоящее время только 74,7 % башкир, проживающих в Башкортостане, башкирский язык считают своим родным языком” [114, с. 32]. “В этом учебном году только 39,1 % башкир школьного возраста обучается на своем родном языке” [153, с. 60].

Недостаточная сформированность у башкир национального самосознания вызывает следующую особенность: наличие у башкирских детей комплекса неполноценности. За годы советской власти некогда гордый, жизнерадостный, свободолюбивый башкир превратился в безвольного, беспомощного, “маленького человека”. Этому способствовала мощная система воздействия на него, созданная коммунистической партией, социализмом. Одним из элементов этой системы явилось беспощадное подавление массовых выступлений башкирского народа за свободу. Вторым элементом ее являются сталинские репрессии и уничтожение великих сынов и дочерей народа, таких, как Бабич Ш., Давлетшины Х.и Г., Ишемгул Б., Муртазин М., Тагиров А., Юлтый Д., многих других. Патологическую интернационализацию башкирского народа можно считать третьим элементом данной системы воздействия. Переименование башкирских географических названий на русские (Агидель стала Белой, Караидель - Уфимкой, Шульган-таш - Каповой пещерой и т.д.), массовое закрытие башкирских школ - вот некоторые меры широкомасштабной политики в этом направлении. Такая политика по замыслу руководителей страны должна была привести к уничтожению башкир как нации. Имелась “научно обоснованная теория” этой гнусной работы: марксизм-ленинизм утверждал, что при коммунизме наций не будет.

Все эти мероприятия способствовали формированию у башкир комплекса неполноценности. Он породил у них ряд отрицательных качеств, таких как забитость, пассивность, неуверенность и т.д.

Следующая особенность объекта педагогического процесса башкирской общеобразовательной школы – его беспечность, равнодушное отношение к самому себе. У значительной части башкир нет особого желания жить лучше, богаче. Поэтому, по данным социолога Ирназарова Р., материальное положение башкир хуже, чем у других населяющих республику народов [58, с. 113-125].

Башкиры беспечно относятся и к своему здоровью: они неохотно обращаются к врачу. Число самоубийств среди них больше, чем у русских и татар. Башкиры не торопятся создать семью. Не стремятся к власти.

Все эти нежелательные явления имеют семена в детстве.

Таковы некоторые особенности объекта башкирской общеобразовательной школы. Они говорят о сложности, противоречивости его. Сегодняшний учащийся-башкир, отражая в себе некоторые черты своих предков, в то же время добровольно или вынужденно присваивает качества других народов (русского, татарского), что приводит к потере его национального лица. Педагогический процесс в башкирской общеобразовательной школе должен предупредить такой исход.

Субъектом ПП является организатор педагогического процесса: учитель, родитель, брат, сестра и другие. Очень часто сам объект становится субъектом и наоборот. В таком случае, например, ученик превращается в учителя: начинает учить сам себя или других. Учитель, когда повышает свою квалификацию, становится учеником. Такое взаимодействие - нормальное состояние в педагогическом процессе. Если ученик все время находится в роли ученика, а учитель - учителя, то есть основание говорить о том, что педагогический процесс организован неправильно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: