Общеобразовательной школе

В теории и практике педагогической науки существует деление общеобразовательной школы на типы. Например, по уровню “образования” выделяются “школы первой ступени” (“начальная школа”), “школы второй ступени” (“основная школа”) “школы третьей ступени” (“средняя школа”). В зависимости от количества обучающихся и классов-комплектов бывают “малокомплектные” и “полные” школы. По месту расположения школы делятся на “сельские”, “поселковые”, “городские”. Даже время работы влияет на разновидность школы: существуют дневные, вечерние учебные заведения. По принадлежности бывают частные, государственные и межгосударственные общеобразовательные школы и т.д.

Имеются национальные и интернациональные школы. “Под национальной школой понимается система образования детей и подростков, строящаяся на принципе включения их в родную этнокультурную традицию с целью становления новых поколений ее носителей и творческих продолжателей на основе полноценного владения родным языком”, - говорится в утвержденном Постановлением Совета Министров РБ № 92 от 9 марта 1993 года “Концепции развития национальной школы в Республике Башкортостан” [72].

К сожалению, в данном определении нет четкого, исчерпывающего ответа на вопрос “Что такое национальная школа?” Прежде всего хочется спросить: “А почему система образования только детей и подростков?” А если в школе обучается 17-летний юноша или 52-летний мужчина, она перестает быть национальной?

Зная, что в педагогической науке до сих пор нет правильного определения о национальной школе, попытаемся сформулировать его. Для этого сначала проанализируем примеры.

Пример 1. Национальный состав обучающихся полностью башкирский. Обучение - на башкирском языке...

Можно ли считать эту школу башкирской?

Не всегда. Потому что и эта школа может выпускать людей, не усвоивших психологию, характер своего народа, равнодушных к его судьбе, истории, культуре, будущему.

Пример 2. Контингент обучающихся состоит из башкир. Обучение не на родном языке.

Может ли считаться такая школа башкирской?

Да, если из ее стен выходят истинные носители башкирской культуры, башкирского национального характера.

Пример 3. Учащиеся башкирской национальности, но часть предметов изучается на родном языке, часть - на другом.

Башкирская ли эта школа?

На этот вопрос можно утвердительно ответить в том случае, если выпускники этой школы будут полноценными представителями башкирского народа, то есть в своем характере, психике, мировоззрении будут отражать лучшие национальные башкирские черты, свойства.

Пример 4. Учащиеся другой национальности. Обучение осуществляется на башкирском языке.

Является ли такая школа башкирской?

Такую школу можно назвать башкирской, если обучающиеся в ней получают башкирское воспитание, в результате чего у них формируется башкирский национальный характер.

Из примеров видно, что национальный состав учащихся и язык обучения не являются существенными признаками национальной школы.

Что же тогда является существенным признаком или критерием определения национальной школы?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала рассмотрим другой - более легкий вопрос: как определяется вид завода? Конечно, тем, что он выпускает. Завод, например, выпускающий тракторы, называется тракторным заводом, масло - маслозаводом... С общеобразовательной школой то же самое. Если она выпускает представителя башкирского народа, то эта башкирская школа, если представителя русского народа - русская и т.д.

Под словом “представитель народа” здесь подразумевается человек - носитель культуры, психологии, характера той или иной нации. Такие люди встречаются и среди тех, кто не знает своего родного языка, среди глухонемых и среди людей другой национальности. Мне, например, приходилось слышать об одном русском парне, окончившем башкирскую школу в Баймакском районе, который писал из армии своим родственникам: “В нашей роте я - единственный башкир”.

Эти факты подтверждают нашу мысль о том, что национальный состав учащихся и язык обучения не являются существенными признаками национальной школы.

Главный критерий определения национальной школы - это результат ее работы - кого она выпускает.

Почему “результат” является основным показателем “наци-ональности” школы?

Это объясняется свойствами результата как одного из элементов системы педагогического процесса. Результат, как известно, получается путем взаимодействия всех остальных элементов ПП: цели, задач, принципов, движущей силы, содержания, форм, методов, средств и т.д. Поэтому, если, например, школа выпускает представителя башкирского народа, это говорит о том, что все вышеназванные элементы педагогического процесса в данном учебном заведении “национально окрашены”, то есть имеют “башкирскую направленность”. Без этого представитель башкирского народа не формируется.

Кого выпускает башкирско-турецкий лицей, функционирующий в столице Республики Башкортостан?

Такой вопрос в первой половине 90-х годов стоял перед башкирской общественностью, родителями учащихся. На страницах республиканских газет публиковались критические статьи, авторы которых требовали закрытия лицея. Люди считали, что из башкир “делают” турков.

Действительно, основная масса преподавательского состава лицея состояла из турецких специалистов. Контингент обучающихся, состоящий 100 % из башкирских детей, изучал турецкий язык, турецкую культуру, историю. Но из лицея выходили представители башкирского народа. Это объясняется тем, что элементы педагогического процесса в башкирско-турецком лицее имели “башкирскую окраску”. Например, целью ПП в лицее ставилось формирование истинного башкира: образованного, высококультурного, отлично знающего свою историю, жизнь и быт, культуру своих предков, способного общаться, сотрудничать не только со своими братьями - тюркскими народами, но и со всеми людьми, населяющими земной шар, на благо личных достижений, процветания своей нации, всего человечества.

И другой элемент ПП - содержание - кроме тюркского и мирового имело и “башкирский компонент”: изучались башкирский язык, литература, искусство, история, культура. Принятие на работу в лицей лучших представителей башкирского народа: ученых, артистов, писателей, педагогов - усиливало башкирскую направленность педагогического процесса.

Все сказанное позволяет нам сформулировать искомое определение: башкирская общеобразовательная школа - это учебное заведение, которое выпускает представителя башкирского народа - носителя его культуры, психологии, характера.

Исходя из реальной действительности и с помощью названного критерия, башкирские общеобразовательные школы можно делить на два вида:

башкирские школы с башкирским языком обучения;

башкирские школы с обучением не на родном языке.

Конечно, родной язык играет большую роль в воспитании представителя народа. В языке отражается его психология, характер, история, культура, этнография, география. С помощью языка у учащихся формируется любовь к Родине, к народу, гордость. Однако такая действительно высокая роль и такое важное значение родного языка в воспитании башкир не дают основания отрицать второго вида башкирских школ - школ с обучением не на родном языке. Они существуют, имеют право на существование и в будущем. К сожалению и сегодня “...многие из магометан в просвещении детей наукам на русском языке без предварительного понятия на родном языке видят не просвещение, а только одно обрусение” [142, с. 227].

С помощью наших критериев можно дать определение и на интернациональную школу. Интернациональная школа - это такое учебное заведение, многонациональные классы которого выпускают представителей соответствующих народов. В начале 90-х годов нами в г. Ишимбае создана экспериментальная интернациональная начальная частная школа. В учебных планах, программах, уставе этой школы, в памятках, инструкциях, предназначенных для учителей, родителей были заложены реальные основы для формирования из учеников восьми национальностей - обучающихся представителей своих народов. Но это очень трудная задача. Требует другого подхода к организации педагогического процесса.

Интернациональные школы на практике почти отсутствуют. Об этом говорит и такой очень распространенный, например, в нашей стране факт: представители малочисленных народов, обучаясь в русской школе, теряют свои национальные особенности. Сегодня 61,9 процентов учащихся-башкир обучается не в башкирских школах.

Недостаточность башкирских, отсутствие интернациональных школ имеют серьезные отрицательные последствия для нации и общества. Во-первых, не все обучающиеся в “чужой” школе могут эффективно развивать свои способности. Это объясняется тем, что в неродной школе между природой человека и целями, задачами, содержанием педагогического процесса довольно часто возникает противоречие: человек рожден башкиром, а из него хотят “сделать” представителя другой нации. Во-вторых, по данным статистики и науки, среди людей, оторванных от своего народа, нации, наблюдается относительно высокий уровень преступности.

Резюмируя все сказанное, можно сделать вывод: башкирская общеобразовательная школа - это единство общего и особенного, национального и интернационального. Педагогический процесс в ней представляет собой стройную, целостную систему и состоит из следующих элементов: объекта, субъекта, цели и задач, движущей силы, принципов, содержания, форм, средств, методов, результата. Она выпускает представителей башкирского народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: