Билет 20. Культура триполье-кукутени

Кукутенско-трипольская культура была одной из первых цивилизаций в Европе, появившись несколькими веками ранее первых поселений в Месопотамии и Египте. Ее наименование произошло от названия населенных пунктов, у которых впервые были обнаружены ее следы: Кукутень (село вблизи Ясс, Румыния) и Триполье (населенный пункт на Украине).

Эта цивилизация существовала в VI–III тысячелетиях до н. э. на обширном пространстве от Карпатских гор до среднего течения реки Днепр, общая площадь которого – 350 тысяч квадратных километров. Это территория Республики Молдова, Украины и Румынии, при этом, территория Республики Молдова является центром данного ареала. Кукутенская цивилизация относится к наиболее ранним культурам VI тысячелетия до н. э. в Карпато-Дунайском регионе, у представителей которой антропологи отмечают нордический, средиземноморский и динарский тип европеоидной расы. Динарский тип в наши дни присущ народам Балкан, Центральной и Юго-Восточной Европы (черногорцы, албанцы, греки, болгары, австрийцы, баварцы, румыны, молдаване, украинцы и др.). Динарский тип молдаван дополняется элементами нордического на севере Молдовы. В древности динарский тип был характерен для жителей балканского региона, Восточного Средиземноморья и Малой Азии, то есть для обширного культурного ареала, ядро которого находилось в долине Дуная и северной части Балканского полуострова.

Кукутенская цивилизация была протогородской – ее поселения-«города» были довольно большими (от нескольких десятков гектаров до 200–450 га в некоторых случаях). Иногда они укреплялись земляными валами и рвами. Поселки были довольно многолюдными — до 20 000 жителей. Возводились такие населенные пункты на возвышенностях вблизи источников воды. Носители этой культуры строили большие прямоугольные дома (площадью от 40 до 100 кв. метров, были и такие, которые достигали 350 кв. метров). Жилища представляли собой деревянный каркас со стенами, сплетенными из прутьев и обмазанными глиной. Их оборудовали очагами, которые служили для обогрева и приготовления пищи. Дома были одно- и двухэтажными, разделялись перегородками на несколько помещений.

Основными занятиями носителей кукутенской культуры были земледелие и скотоводство, охота носила вспомогательный характер. Они возделывали пшеницу, ячмень, просо, горох, коноплю и виноград. Земли обрабатывались с помощью мотыг из оленьего рога. Позднее стало использоваться арало, которое тянули тягловые животные. Урожай убирали деревянными серпами со вставками из заостренных обломков кремня, а также серпами из меди.

Важное место занимали ремесла. Люди того времени изготавливали различные орудия труда из кремня, камня, кости, глины, раковин и меди. Это были серпы, сверла, скребки, проколки, мотыги и пр.

Высокого уровня достигло производство керамики. Кукутенские сосуды разнообразной формы были богато украшены рисунками с использованием красок. Чтобы сосуды были более долговечными, ремесленники обжигали их в специальных печах. Основные цвета кукутенской керамики — красный, белый и черный. Еще одним занятием было ткачество. Полотно ткали из конопли. Была освоена техника добычи и обработки меди, из которой делали ножи, шила, иголки, а позднее серпы, топоры, кинжалы и украшения (бусы, кулоны, браслеты и пр.).

Будучи земледельцами, представители кукутенской культуры поклонялись божествам, которых представляли женские глиняные статуэтки – символы изобилия и плодородия. Существовали также фигурки быков с большими рогами, олицетворявшие бога Солнца. Кукутенцы поклонялись богам, совершали магические и религиозные ритуалы у алтарей.

На территории Молдовы поселения кукутенской культуры были обнаружены вблизи населенных пунктов Варвареука, Брынзены, Варатик, Кубань, Костешты и др. Возникновение земледелия и ремёсел, жизнь в поселениях или городах предполагали существование определенной организации в коллективе под руководством вождя (царя) и совета старейшин. Возрастает роль женщины.

Новый образ жизни в организованном обществе повлек за собой специализацию и разделение труда: одни занимались исключительно земледелием и разведением скота, другие изготавливали орудия труда, оружие или сосуды. Чтобы обеспечить свое существование, земледельцы, скотоводы и ремесленники выменивали излишки производимого ими на продукцию, которой им не хватало. Так возникает натуральный обмен. В результате всех этих изменений жизнь людей становится более комфортной. Глиняные женские фигуры Триполье, сидящая Богиня Кукутени

Большинство ученых склоняется к тому, что Кукутенская цивилизация относится к одному из центров прото-индоевропейской цивилизации, изчезновение которой в 3 тысячелетии до н.э. связывают с появлением индо-европейских народов, которые стали возвращаться на свою прародину в результате климатических и демографических изменений на Востоке. В результате слияния коренных жителей и пришлого населения образовалась новая индоевропейская общность, представители которой расселялись на юг (пеласги, лелеги, ионийцы, ахейцы, эолийцы, дорийцы и др.), юго-восток (Малая Азия — хетты, карийцы, протофракийцы) и запад (Далмация, Иллирия — протоиталийское население). Придунайские области стали местом взаимодействия этих индоевропейских групп, неким мостом между ними. В результате этнолингвистических процессов, происходивших в этом регионе, возникли протофракийцы, которые в качестве этноса утвердились в конце II тысячелетия до н. э.

Энеолит. К этой эпохе относится Трипольская культура (VI-III тыс. до н.э.), располагавшая-ся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.

Энеолит-меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.

Особый интерес представляет идеология трипольских племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.

К трипольской культуре многие относят глиняные статуэтки женщин, связанные с матриархальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов трипольской культуры раскрывает мировоззрение древних земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями и зоны Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было женское божество


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: