Дополнительно

С 1 января 2012 года вступил в силу новый стандарт бухгалтерского учета – ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2011 г. № 125н). Он адресован пользователям недр – компаниям, которые осуществляют затраты на поиск, оценку месторождений и разведку полезных ископаемых. Теперь такие затраты обобщенно именуются поисковыми (п. 2 ПБУ 24/2011). Как видно, этот стандарт имеет отраслевой характер. Еще один стандарт подобного типа – ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утв. приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н). А все остальные положения по бухгалтерскому учету являются «универсальными», то есть действуют во всех областях экономической деятельности.

Напомним: законодательство о бухгалтерском учете включает все федеральные законы и постановления Правительства РФ (ст. 3 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому источником специальной терминологии, представленной в ПБУ 24/2011, служит Закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты.

Кроме того, по вопросам учетной политики, не урегулированным российскими стандартами, компании вправе опираться на Международные стандарты финансовой отчетности (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н). В свою очередь под МСФО нужно понимать нормативные документы, введенные приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н в обеспечение Закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В систему этих стандартов входит Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS 6) «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых». Он-то и послужил основой для разработки ПБУ 24/2011, но российские правила отличаются большей конкретностью.

Познакомимся с новыми требованиями к бухгалтерскому учету и отчетности недропользователей.

Новый стандарт решает назревшие проблемы

Поисковые затраты должны относиться к определенному участку недр и возникают в условиях, когда компания еще не приняла решение о коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых на этом участке. Данный этап может временно не приносить доходов или даже оказаться в принципе безрезультатным.

При таких обстоятельствах пользователи недр до 2011 года аккумулировали свои подготовительные затраты на счете 97 «Расходы будущих периодов». Но сохранять эту учетную политику оказалось невозможным ввиду изменения пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (в ред. приказа Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н). В частности, в прошлом году 23011 г. не подлежала учету в составе РБП даже стоимость лицензий, на основании которых компания вела поиск, оценку и разведку (ст. 11 Закона «О недрах»). Дело в том, что такие лицензии передаются в порядке правопреемства (ст. 17.1 Закона «О недрах»). По этой причине пункт 16 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утв. приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н) на них не распространяется.

Кроме того, до тех пор, пока перспективы организации производства и получения дохода на участке недр остаются неясными, относить используемую технику к основным средствам проблематично (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

ПБУ 24/2011 решает перечисленные учетные проблемы.

Недропользователи получили право часть своих поисковых затрат учитывать в составе внеоборотных активов нового вида. А оставшиеся затраты они должны признать расходами по обычным видам деятельности. Причем классификация поисковых затрат компании является предметом ее учетной политики. ПБУ 24/2011 не дает жестких указаний на этот счет, а лишь предлагает рекомендации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: