Раздел седьмой: Организация работы по комплектованию специальных учреждений для умственно отсталых детей

7.1. Организация работы по комплектованию дошкольных учреждений для умственно отсталых детей.

Метод изучения документации на ребёнка дошкольного возраста (свидетельство о рождении, выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей, социальная карта и др.). Метод беседы с родителями (или лицами их заменяющими). Значимость качественного сбора анамнестических данных для определения уровня развития ребёнка. Анализ анамнестических данных олигофренопедагогом. Психодиагностическая процедура обследования ребёнка дошкольного возраста на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Схема обследования. Применение метода наблюдения за ребёнком во время обследования его в ПМПК. Наблюдение за игровой деятельностью ребёнка: оценка сформированности/ несформированности игровой деятельности в соответствии с возрастом и условиями воспитания ребёнка как показатель интеллектуального развития. Тестовые методы в обследовании ребёнка дошкольного возраста. Требования к диагностическому инструментарию, его качеству, количеству, последовательности предъявления в зависимости от целей обследования ребёнка дошкольного возраста (в ПМПК-консультации, в ПМПК- комиссии, в ПМПк – консилиуме). Метод эксперимента в диагностике детей дошкольного возраста. Экспериментально-психологические методики изучения развития детей дошкольного возраста.

Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми дошкольного возраста (от 3-х до 5-ти лет; от 5-ти до 7-ми лет). Диагностика готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей. Обобщённая психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

Показания и противопоказания комплектования дошкольных учреждений для умственно отсталых детей.

Роль олигофренопедагога в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

7.2. Организация работы по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ для умственно отсталых детей.

Анализ инструктивных документов по комплектованию общеобразовательных специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей (VIII вид). Показания и противопоказания к приёму детей в указанные учреждения.

Метод изучения документации на ребёнка школьного возраста (свидетельство о рождении; медицинская документация; психолого-педагогическая характеристика; социальная карта и др.). Метод диагностической беседы с ребёнком: технология проведения. Психодиагностическая процедура обследования ребёнка младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Схема обследования. Педагогическое обследование: схема; содержание работы олигофренопедагога. Методики обследования уровня сформированности базовых школьных навыков: чтения, счёта, письма. Требования к диагностическому инструментарию, его качеству и количеству, последовательности предъявления в зависимости от целей обследования ребёнка младшего школьного возраста (в ПМПК- консультации, в ПМПК- комиссии, в ПМПк – консилиуме). Экспериментально-психологические методики изучения особенностей развития детей младшего школьного возраста. Методики для обследования восприятия, внимания, памяти, мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического), эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста. Специфика выполнения конкретных методик умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста. Обобщённая психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

Роль олигофренопедагога в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

7.3. Организация работы по комплектованию специальных учреждений для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. Современные формы оказания помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными степенями умственной отсталости (умеренной, тяжёлой, глубокой). Организация, содержание и значение консультационной работы олигофренопедагогов и других специалистов психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) в оказании помощи детям с выраженными степенями умственной отсталости, их родителям (или лицам заменяющим), педагогам и воспитателям.

Учреждения системы социального обеспечения, оказывающие помощь детям с выраженными степенями умственной отсталости, их родителям (лицам заменяющим). Работа по комплектованию учреждений системы социального обеспечения. Показания и противопоказания к приёму детей в дома-интернаты системы социального обеспечения. Психодиагностическая процедура обследования детей с выраженными степенями умственной отсталости в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК). Методы и методики изучения особенностей развития детей с выраженными степенями умственной отсталости. Специфика выполнения конкретных методик детьми с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Современные формы интеграции детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – комплектование специальных классов и отделений при общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях для детей с лёгкой умственной отсталостью. Организация и содержание текущего (динамического) изучения ребёнка в конкретных учреждениях, сопровождающих его развитие (работа психолого-медико-педагогических консилиумов конкретных учреждений). Роль олигофренопедагога в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: