План лекции:
· Основные дифференциальные признаки нарушений слуха у детей;
· Сходство и различие развития умственно отсталых детей и детей с нарушениями слуха;
· Основные дифференциальные признаки нарушений зрения у детей;
· Сходство и различие развития умственно отсталых детей и детей с нарушениями зрения;
Отграничение лёгкой умственной отсталости от первичных нарушений речи – 2 часа.
План лекции:
· Основные дифференциальные признаки первичных нарушений речи у детей;
· Сходство и различие признаков нарушений речевого развития у детей при умственной отсталости и первичной речевой патологии.
Истоки становления диагностических критериев умственной отсталости. Клинические критерии умственной отсталости – 2 часа.
План лекции:
· История распознавания умственной отсталости среди других отклонений психофизического развития детей;
· Первые диагностические критерии умственной отсталости, зафиксированные документально;
· Клинические критерии диагностики умственной отсталости в трудах Пинеля, Эскироля, Сегена, Бурневиля и др.
|
|
Становление психологического направления в оценке детского развития. Предпосылки и исторические условия появления тестового метода – 2 часа.
План лекции:
· Зарождение экспериментального метода;
· Психометрическое направление в изучении умственной отсталости;
· Проблема определения легкой степени умственной отсталости как одна из предпосылок создания основного инструмента психодиагностики – метода тестов.
История развития методов психологического исследования детей в зарубежной психодиагностике – 2 часа.
План лекции:
· Создание проективного метода (Роршах) и становление психодиагностики как самостоятельной науки;
· Изучение умственного развития и отклонений интеллекта в области педологической науки в зарубежных странах;
· Хронология создания основного инструментария для измерения умственного развития от 20-х к 90-м годам ХХ века в зарубежной психодиагностике.
· Характеристика основных достижений зарубежной психодиагностики к началу ХХI века.
История развития методов психологического исследования детей в отечественной психодиагностике. Перспективы развития науки – 2 часа.
План лекции:
· Работы в области тестирования в России до 1917 года. Отношение к тестам и тестированию в отечественной психодиагностике;
· Развитие методов психологического исследования детей в практике педологической науки в России;
· Характеристика специфических особенностей становления психодиагностики в нашей стране на протяжении ХХ века;
· Перспективы развития науки.