II. Содержание курса

Тема 1. Введение. Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития

Проблема готовности детей к школе. Возрастной подход. Мотивационный подход. Генетический подход. Традиционные аспекты школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный. Аспекты школьной зрелости, выделяемые Божович Л.И., Элькониным Д.Б., Салминой Н.Г., Кравцовой Е.Е., Нижегородцевой Н.В. и Шадриковым В.Д. Зона актуального и зона ближайшего развития.

Тема 2. Интеллектуальная зрелость. Методы диагностики

Возрастные особенности внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения старшего дошкольника. Требования, предъявляемые к проведению процедуры диагностики.

Методики: Ориентировочный тест школьной зрелости (Керн-Йирасек), ориентировочный тест школьной зрелости на вербальное мышление (Я.Йирасек), «Последовательность событий» (А.Н.Бернштейн), методика «Эталоны» (О.М.Дьяченко), методика «Учебная деятельность» (Л.И.Цеханская), методика «Шифровка» (Д.Векслер), «10 слов» (А.Р.Лурия), «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко), «Беседа по определению психосоциальной зрелости» (Банков)

Тема 3. Мотивационная зрелость. Произвольность. Методы диагностики

«Внутренняя позиция школьника». Мотивы учения: социальный, учебно-познавательный, оценочный, позиционный, внешний, игровой. Произвольность. Методика по определению мотивов учения (М.Р.Гинзбург). Методика «Сказка», методика «Внутренняя позиция школьника» (Н.И.Гуткина), Стандартная беседа Нежновой. Методика «Домик», методика «Да и нет» (Н.И.Гуткина). Методика направленная на определение уровня сформированности саморегуляции (У.В.Ульенкова).

Тема 4. Социальная, личностная зрелость. Методы диагностики

Социальная или личностная готовность к школе. Стабильные и кризисные периоды. Кризис 7 лет. Оценка особенностей поведения ребенка 6-7- летнего возраста (анкета для родителей). Самооценка ребенка. Методика «Лесенка». Определение уровня притязаний и потребности в достижениях. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Методика «Два дома». Методика «Зеркало».

Тема 5. Развитие психологической готовности к школе

Особенности развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы детей шести и семи лет. Нужно ли готовить ребенка к школе? Проблемы ранней подготовки к школе. Особенности игры современных детей. Подготовка к школе в рамках игровой деятельности. Методологические принципы работы в группе развития (Н.И.Гуткина). Игры и упражнения, направленные на психологическую подготовку детей к школе.

Вопросы к зачету:

1. Определение понятия «психологическая готовность к школе». Подходы к проблеме.

2. Основные аспекты школьной зрелости, психологической готовности к школе.

3. Требования, предъявляемые к процедуре диагностики психологической готовности к школе.

4. Интеллектуальная готовность к школе.

5. Методы диагностики интеллектуальной готовности к школе.

6. Мотивационная готовность к школе. Внутренняя позиция школьника.

7. Мотивационная готовность к школе и произвольность.

8. Методы диагностики мотивационной готовности к школе.

9. Личностная, социальная готовность к школе. Кризис 7 лет.

10. Методы диагностики личностной, социальной готовности ребенка к школе.

11. Варианты развития ребенка к началу школьного обучения: предучебный, учебный типы.

12. Варианты развития ребенка к началу школьного обучения: игровой, коммуникативный, псевдоучебный типы.

13. Нужно ли готовить ребенка к школе? Проблемы ранней подготовки к школе.

14. Методологические принципы работы в группе развития (Н.И.Гуткина).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: