Этические принципы в психологическом консультировании

1. Проблема соблюдения этических принципов в психологической практике.

2. Основные этические принципы работы практического психолога.

3. Границы конфиденциальности.

4. Двойственное отношение в психологическом консультировании.

Проблемы:

- множественность адресатов; большое количество лиц, на которых направлены этические нормы: клиент, семья клиента, организация, в которой работает психолог, коллеги и профессиональное сообщество.

- отсутствие нормативных документов.

- сложности соблюдения существующих норм в практической работе.

- противоречия между этическими и корпоративными нормами.

Этические принципы:

1. принцип информированности клиента: до заключения контракта с клиентом он должен быть проинформирован об основных положениях предоставления психологической помощи: целях и возможностях консультирования, квалификации и специализации специалиста, регламента работы (частота и продолжительность встреч), возможность временного ухудшения состояния в процессе работы, границах конфиденциальности, условиях оплаты;

2. принцип квалифицированности: адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей профессиональной компетентности. Не работает без запроса, не использует недостаточно освоенных диагностических, терапевтических, коррекционных процедур, не работает со специфическими категориями клиентов, для работы с которыми у него нет специализированной подготовки, не работает с запросами, в решении которых он не компетентен, не вселяет надежду на помощь там, где помочь не может;

3. принцип нейтральности (1915 год Фрейд «заметки о любви-переносе»): принцип абстиненции (перенос на аналитика родительских фигур – фрустрация ожиданий); функции нейтральности: возможность адекватно, объективно воспринимать пациента, позволяет дать место для инаковости другого, позволяет аналитику увидеть границы собственной субъективности и понять логику работы с собственным бессознательным, позволяет предоставить пациенту ту степень свободы и то защищенное место, в котором он может обозначит собственные конфликты, отношения, желания, дать другому пустое место означает проявить этическое отношение к нему; не привносить процесс лечения собственную личность, а быть функцией; современное понимание принципа нейтральности: позиция психоаналитика, которая предполагает контроль над контрпереносом, избегание приписывания пациенту собственных ценностей, ориентация на возможности пациента, а не собственные желания, аналитик поступает как человек, выполняющий профессиональные обязанности с позиции доброжелательного понимания, что позволяет крайности отчуждения или чрезмерной включенности; в семейной и групповой психотерапии: принцип равномерного распределения внимания и предоставление равных возможностей; другие направления: доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, ориентация на нормы и ценности клиента, запрет давать советы;

4. принцип конфиденциальности: неразглашение содержания работы и информации о клиенте 3 лицам: не рассказывать о своих клиентах и работе с ними в повседневном общении, не рассказывать одним клиентам о других, даже без упоминания имен и конкретных обстоятельств, информация родителям, начальникам, учителям и т.д. может быть предоставлена только с согласия клиента. Выделяется 2 уровня конфиденциальности: первый уровень определяет предел использования сведений о клиенте, второй уровень относится к условиям, при которых конфиденциальность может быть нарушена: в том числе конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности;

5. запрет на двойственные отношения: запрет на дружеские, профессиональные, любые личные отношения с клиентом. Близкие отношения – заканчивается процесс работы, если контакт случился один раз, то в 95% случаях случится ещё раз, зависимость от консультанта, невозможность строить отношения с другими консультантами – клиент останавливается в плане личной проработки, у клиента провоцируется чувство вины – перенос консультант - родители – чувство инцеста.

Подарки клиента:

Подарок – форма установления отношений: привлечение внимания терапевта: качество работы и т.п.; переход на личные отношения и сокращение дистанции (подарки более личного содержания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: