Организация процесса психологического консультирования

1. Структурирование консультативного пространства

2. Структурирование времени

3. Оплата услуг психолога консультанта

Обстановка консультирования:

Расположение кабинета:

Центр города либо пригород.

Доступность от остановки транспорта, наличие парковки.

Приветствуется рядом расположение культурных или образовательных учреждений.

Нежелательно:

Чтобы кабинет располагался рядом либо внутри торговых центров.

Внутри или рядом с медицинскими учреждениями.

Рядом с объектами военных или других силовых структур.

В непосредственной близости от авто магистралей.

* можно работать дома, если есть отдельно оборудованное помещение.

* можно работать дома у клиента, если: дети с отклонениями в развитии, до или около родов.

Настоятельно рекомендуется, чтобы консультации проходили в одном и том же кабинете (обстановке).

Требования к самому кабинету:

1. звуконепроницаемость, спокойная обстановка

2. кабинет не должен быть слишком большим

3. кабинет должен быть достаточно светлым, но веет должен регулироваться, электрическое освещение должно быть мягким

4. в интерьере рекомендуют тёплые спокойные тона

5. место клиента должно быть в менее освещённом углу

6. маленький журнальный столик, который стоит рядом с консультантом и клиентом и большой стол для консультанта (рабочее место)

7. 2 кресла: для консультанта и клиента; несколько стульев

8. диван или кушетка (психоанализ и релаксационные методы)

9. шкафчики, полочки для инструментария

10. не рекомендуют злоупотреблять укрошением кабинета

11. должна быть мебель удобная для детей

12. предметы, которые могут вызвать растерянность или опасение клиента не должны быть на виду

13. запах (благовония)

14. часы, на которые можно свободно смотреть.

Структурирование консультативного пространства:

Необходимо встретить клиента и указать где сесть. Пока клиента не усадили, никаких специальных разговоров начинать не стоит.

Дистанция может диктоваться пространством кабинета; выбор клиентом дистанции; минимальное расстояние 75-97 сантиметров. Физический контакт может быть полезен в некоторых случаях: эмоционально незрелые клиенты, кризисные ситуации. Можно спросить, комфортно ли клиенту прикасаться к незнакомым людям. Можно ли к вам прикасаться. Прикосновение должно быть спонтанным и искренним.

Структурирование времени консультирования:

Стандартная продолжительность сессии 50-60 минут.

Продолжительность сессии варьируется от:

возраста клиента. 5-7 лет не больше 20 минут; 8-12 около - 30 минут; старше 12 как со взрослыми. Старше 65 - 30 минут; старше 85 не больше 20 минут.

От характера проблемы: острые кризисные состояния требуют больше времени: потеря близких, суицид: 3 часа.

От особенности применяемого метода: работа с масками занимает около 1,5 часов, работа с песком или глиной так же, ТОТ от 1,5 – 5 часов, работа с предками - 2-6 часов.

От количества участников: супружеская пара или родитель с ребёнком – 1,5 часа, если больше человек, то в зависимости от метода.

От опыта консультанта.

Оптимум клиентов в день: 5. Но каждый выбирает сам для себя.

Структурирование времени сессий:

Клиенту нужно сказать, сколько времени есть у него в распоряжении. Через 35-40 минут после начала сессии необходимо предупредить, сколько ещё времени есть в распоряжении.

Оптимально назначать следующий сеанс на следующий день, если вы не уложились во времени. Если клиент опоздал,то оплата берётся полная оплата.

1 сеанс уходит на знакомство.

Начиная со второго сеанса:

Первые 10-15 минут уходят на то, чтобы узнать, что было в жизни клиента за прошедшее время и проверка домашнего задания, если таковое было.

Следующие 5-10 минут это выявление актуального запроса.

15-20 минут основная фаза коррекционного или терапевтического воздействия.

5010 минут на завершение сеанса, изменения в актуальном самочувствии, изменилось ли что-нибудь после начала сессии, подводятся итоги, назначается следующая сессия, даётся домашнее задание. Важно говорить о том, что действительно обсуждалось и использовать те же слова и термины, которые обсуждались с клиентом.

Назначение следующей встречи важно не откладывать. Рекомендуют постоянным клиентам назначать постоянное время и день. Домашнее задание: дневники, письма, техники релаксации, мандалы и т.п. Прощание с клиентом: оно не должно быть слишком формальным, рекомендуют обращение по имени, найти пару тёплых слов.

Временное структурирование всего процесса:

В начале, необходимо определить хотя бы общую продолжительность консультирования. Следует определить так же частоту встреч: 1-2 встречи в неделю; 3 и более раза в неделю в экстренных случаях; кризисные проблемы, либо при возникновении психосоматических симптомов. Можно делать циклы: 5-7 сеансов и перерыв в 2-6 месяцев, в среднем на проработку проблемы требуется 3-5 лет.

Оплата услуг:

1. не приветствуется работать бесплатно. Возникает обесценивание процесса консультирования. Исключением является работа на благотворительных началах, но число клиентов должно быть ограничено. Оплата варьируется от платёжоспасобности клиента. Малообеспеченные: 500 рублей сеанс; средний класс: 1000-1,500 сеанс; вип клиенты: от 3000 и не ограничено.

2. оплата от методов работы: стандартная сессия одна цена, а специфический тест, например уже дороже.

3. от характера запроса: бизнес запросы дороже, обучающая программа дешевле.

Основные стадии психологического консультирования:

-Стадия привлечения клиентов и телефонного диалога. Сарафанное радио, визитки в психологических центрах, садиках, школах. Реклама в газетах. Интернет.

Телефонный диалог:

Представиться. Спросить, как зовут клиента. Узнаём, чем занимается. На какую тему собирается общаться клиент. Очень подробно объяснить местоположение. Обязательно надо спрашивать, как с клиентом связаться.

Не рекомендуется давать советов, следует объяснить, что требуется личная встреча. Не рассказывать подробно о своей квалификации. Подробно не обсуждать вопрос об оплате.

-Стадия установления контакта. Цель этой стадии создание для клиента комфортной психологической обстановки и доверительной атмосферы. Информирование клиента о целях и возможностях работы. Вероятные сложности возникают с началом разговора. Необходимо дать немного времени помолчать, далее нужно включаться, помогать начать разговор. Иногда помогает выйти и дать время побыть клиенту наедине с собой. Дать в руки приятный предмет. Может возникнуть плохой контакт с чувствами клиента. Большая закрытость клиента. Попробовать снять остроту симптомов и разговаривать дальше. Интимный характер проблемы. Недоверие к консультанту из-за его пола, возраста, национальности. Рекомендуют использовать метафоры: метафора с врачом, метафора с болотом, метафора с лабиринтом. На стадии установления используют некоторые приёмы: оставлять инициативу за собой (консультант является главным), полная пристройка к клиенту, максимальная искренность и эмпатия. Говорим на языке клиента. Не даём оценок и не пытаемся манипулировать клиентом. Давать выговориться клиенту. Эффект присутствия консультанта. На этой фазе необходимо не мешать, просто слушать, поддакивать и т.п. Если необходимо, то краткие, необходимые вопросы. Паузы 1-2 минуты, при этом естественные. Такие паузы прерывать не нужно. Вопросы должны быть максимально точными и краткими. Необходимо записывать. Нельзя читать нотации. Слишком много вопросов-распространнёная ошибка. Не рекомендуется задавать больше 2 вопросов подряд. Излишнее многословие тоже не рекомендуется. За клиентом большая часть вербальной активности, консультант включается по минимуму.

-Стадия фокусировки проблемы. Формулировка вопроса. Проблема в консультировании - нежелательная для клиента ситуация, которую он не может разрешить самостоятельно и которая не имеет однозначного решения. Совокупность вопросов, связанных с проблемой называется проблематикой. Актуальная и базовая проблематика связаны между собой. Актуальная, является следствием базовой. Консультативная гипотеза – это попытка понять ситуацию клиента, что на самом деле происходит, каковы действительные побуждения клиента. Гипотезы основываются на том как, что рассказывает клиент, на психодиагностическом материале, на теоретической ориентации, интуиции и опыте консультанта. Основополагающий вопрос, на который следует ответить: чего именно клиент стремиться добиться своим неадекватным, неконструктивным поведением.

Основные типы базовых проблем:

- донатальные проблемы (период до зачатия): проблемы с родовыми корнями и фигурами предков. Установить негативное влияние и трансформировать его.

- пренатальные и натальные проблемы (от зачатия и до рождения): период нахождения в утробе и процесс родов.

- травмы развития (травматический опыт от момента рождения и до момента консультирования).

- шоковые травмы: травмы, которые возникают в острых кризисных ситуациях с острой угрозой для жизни. Преимущественно приходятся на ранний возраст (до 5 лет), полностью амнезированы или частично. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы травма вышла на уровень осознания. Никаких визуализаций, символдрамы, метода интроспекции, метода релаксации.

Приёмы этой стадии:

Выслушиваем клиента до конца, задаём уточняющие вопросы, внимательно наблюдать за невербаликой, отмечать, когда и как включается тело у клиента, отмечать неконгруэнтность (говорит одно, а тело показывает другое), выделить и сформулировать проблему, с которой клиент хочет работать ближайшее время, при этом формулировка должна быть максимально конкретной и максимально простой. Активизировать ресурс, задаются вопросы клиенту: что нравится, что приносит удовольствие, что умеете и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: