Приёмы и техники психологического консультирования.
1. психотехнические возможности ПК
2. наиболее важные психотехнические составляющие КБ
3. конкретные приёмы и техники КБ
КБ – диалог, построенный из разного рода техник и приёмов, используемых профессионалом с целью достижения соответствующего эффекта.
Используются приёмы и техники направленные на решение специальных задач, не воспринимаются клиентом как что-то специфическое, органично встраиваются в процесс.
Приёмы и техники, выступающие как отдельные задания, изменяющие или углубляющие ход беседы. Требуют прерывания беседы.
Используются невербальные средства воздействия: контакт глаз, поза, голос и т.п. Обеспечивает, поддерживает процесс консультирования.
КБ:
- слушание
- эмпатия
- принятие
- подлинность
Систематическое слушание.
Определяется как партнёрство, ориентация на партнёра по диалогу, принятие партнёра; воздержание от полного или частичного отрицания, его личности, черт характера, а так же от любых оценок. Предоставление возможности говорить столько, сколько нужно. Предоставление клиенту независимости и автономии.
СС выступает как основной элемент терапевтического общения, т.к. даёт возможность осознать свои чувства и клиенту. СС представляет собой осуществление базовой человеческой потребности. «Каждому необходимо ухо для жалоб».
Ситуации, когда может и должен говорить консультант:
1. клиент выговорился и ждёт обратной связи.
2. когда высказывание вырастает из слушания и ведёт к дальнейшему выслушиванию.
3. когда клиент не может продолжить один.
4. когда нужно придать диалогу структуру.
5. когда нужно подкрепить высказывание клиента.
6. когда нужно удостоверится в том, что поняли правильно или есть необходимость понять лучше.
7. когда клиент сам задаёт конкретные вопросы и не может сам найти на них ответы.
8. когда клиент не может начать.
9. когда нужно показать понимание или вовлечённость, одобрение или положительное отношение.
10. когда нужно вербализовать что- то, что клиент сам сделать не в состоянии (запретные чувства или желания).
11. когда высказывание отражает подлинность и конгруэнтность консультанта.
Ограничения:
1. любое слушание будет субъективным
Принятие и позитивное отношение.
Метафора с садовником.
Архетипические образы.
Проявлять принятие и заботу по отношению к другому, это значит помогать ему расти и актуализировать себя.
Эмпатия и эмпатическая вербализация.