1. Директива – указание клиенту того, что он должен сделать
Конкретные приемы:
- конкретное пожелание («Может быть вы сделаете…», «Я предлагаю сделать…»);
- ролевое указание («Давайте попробуем разыграть эту ситуацию»);
- языковые замены (замена слова «Должен» на «Я хочу»);
- фантазирование («Представьте, что вы вновь оказались в той ситуации, что вы видите?», «Представьте себя через 5 лет»);
- «горячий стул» («челнок»);
- парадоксальная инструкция («Продолжайте делать то, что вы делаете»);
- свободные ассоциации, чтобы найти истоки проблемы в раннем опыте;
- любые приемы релаксации;
- гипнотический транс;
- домашние задания;
- предписания – конкретные указания того, что должен сделать клиент, чтобы получить желаемый результат.
2. Интерпретация – объяснение причинно-следственных связей между разными частями опыта клиента или между его переживаниями и внешними обстоятельствами.
Типы интерпретаций:
- Установление связи между якобы раздельными утверждениями, проблемами, событиями
|
|
Пример: страх публичных выступлений, низкая самооценка, трудности в общении – неуверенность в себе;
- Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента;
- Интерпретация способов психологической защиты, реакций переноса и сопротивления;
- Увязывание нынешних события, мыслей, переживаний с прошлым. Иногда нужно показать клиенту что то, что сейчас происходит – это шаблон из прошлого;
- Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем, чем у него.
3. Конфронтация – это метод противостояния клиенту с целью:
- обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях и чувствах;
- помочь увидеть ситуацию такой, какова она в действительности, вопреки представлению о ней клиента;
- обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем.
«Вы сказали, что…, однако…»
В течение консультации – не более 3 конфронтаций! Только в соответствии с целью!
4. Самораскрытие – это техника сознательного, преднамеренного раскрытия консультантом информации о своей жизни за пределами консультирования.
Дж. Эган указывает на две функции самораскрытия:
- предоставление примера (образца);
- развитие новой точки зрения.
Самораскрытие важно для создания атмосферы доверия, поддержания консультативного контакта.
5. Обратная связь – это сообщение клиенту того, как его воспринимает консультант или другие люди.
Обратнаясвязь безоценочна!
Обратная связь предполагает описание конкретного поведения человека.
Правила предоставления обратной связи:
1. Внимание. Держать контакт глаз.
|
|
2. Нужно через описание внешних признаков выходить на описание чувств.
3. Выражать свое отношение: «Я думаю…», «Я считаю…»
4. Важно не требовать. Чтобы оппонент согласился
6. Предоставление информации – сообщение конкретной информации по запросу клиента.
7. Репетиция поведения – повторение поведения до тех пор пока оно не станет автоматическим.
НЛП: чтобы поведение стало автоматическим нужно повторить 7 раз.