Интерпретация
Конфронтация
Самораскрытие
Обратная связь
Предоставление информации
Репетиция поведения
Пятишаговая модель консультирования по проблеме принятия решений
Цель – оказать помощь клиенту в принятии конкретного решения
1. Взаимопонимание и структурирование взаимодействия («Привет!»)
Цель – установление консультативного контакта, создание атмосферы доверия.
2. Сбор информации и вычленение проблемы («Что беспокоит?»)
Цель – определить, зачем пришел клиент, как он видит свою проблему, выделить ресурсы.
3. Определение желаемого результата («Что хотите?»)
Этап постановки цели: «что произойдет, когда проблема будет решена?»
4. Выработка альтернативных решений («Что можно сделать?»)
Цель – найти различные варианта решения проблемы, выделить их плюсы и минусы, выбрать наиболее подходящие варианты.
Консультант стимулирует клиента на выработку альтернативных решений («Что еще можно сделать?», «Если бы ты знал, что нужно делать, что бы ты сделал?»).
|
|
5. Обобщение и переход к действию
Цель – способствовать изменению поведения и мышления клиента в реальной жизни.
«Проблема всегда внутри человека!»
Стили консультирования
I. Директивный и недирективный стиль
Директивный стиль – консультант берет ответственность на себя (в какой-то степени и за результат консультирования), он руководит процессом, он направляет клиента, определяет что, когда и как клиент должен сделать.
Психодинамический подход
Недирективный стиль – предполагает передачу ответственности за ход консультирования клиенту. Активность консультанта меньше: он подводит итоги, перефразирует, уточняет.
II. Помогающий и влияющий стиль (К. Роджерс)
Влияющий (директивный) стиль – руководство клиентом в поиске условий и возможностей для решения проблемы и достижения цели. Консультант: учитель, тренер.
Помогающий (недирективный) стиль – для клиента создаются условия, возможности для достижения цели и решения проблемы. Консультант не направляет клиента в поиске, а стимулирует этот поиск. Консультант: друг, соратник. Одно из условий: ситуация слушания.