Директива

Интерпретация

Конфронтация

Самораскрытие

Обратная связь

Предоставление информации

Репетиция поведения

Пятишаговая модель консультирования по проблеме принятия решений

Цель – оказать помощь клиенту в принятии конкретного решения

1. Взаимопонимание и структурирование взаимодействия («Привет!»)

Цель – установление консультативного контакта, создание атмосферы доверия.

2. Сбор информации и вычленение проблемы («Что беспокоит?»)

Цель – определить, зачем пришел клиент, как он видит свою проблему, выделить ресурсы.

3. Определение желаемого результата («Что хотите?»)

Этап постановки цели: «что произойдет, когда проблема будет решена?»

4. Выработка альтернативных решений («Что можно сделать?»)

Цель – найти различные варианта решения проблемы, выделить их плюсы и минусы, выбрать наиболее подходящие варианты.

Консультант стимулирует клиента на выработку альтернативных решений («Что еще можно сделать?», «Если бы ты знал, что нужно делать, что бы ты сделал?»).

5. Обобщение и переход к действию

Цель – способствовать изменению поведения и мышления клиента в реальной жизни.

«Проблема всегда внутри человека!»

Стили консультирования

I. Директивный и недирективный стиль

Директивный стиль – консультант берет ответственность на себя (в какой-то степени и за результат консультирования), он руководит процессом, он направляет клиента, определяет что, когда и как клиент должен сделать.

Психодинамический подход

Недирективный стиль – предполагает передачу ответственности за ход консультирования клиенту. Активность консультанта меньше: он подводит итоги, перефразирует, уточняет.

II. Помогающий и влияющий стиль (К. Роджерс)

Влияющий (директивный) стиль – руководство клиентом в поиске условий и возможностей для решения проблемы и достижения цели. Консультант: учитель, тренер.

Помогающий (недирективный) стиль – для клиента создаются условия, возможности для достижения цели и решения проблемы. Консультант не направляет клиента в поиске, а стимулирует этот поиск. Консультант: друг, соратник. Одно из условий: ситуация слушания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: