1. Основные теоретические положения
2. Цели консультирования
3. Роль консультанта
4. Операционализация проблемы
5. Функциональный анализ (СРП-анализ)
6. Методы и техники изменения поведения
Поведенческий подход:
1. Модель «стимул – реакция» (классический бихевиоризм)
2. Прикладной бихевиоральный анализ – поведение человека формируется в результате оперантного обуславливания
3. Бихевиорально-когнитивная теория
Поведение – реакция на определенные стимулы или результат научения.
Научение – процесс, посредством которого поведение изменяется на основе реакции на возникающую ситуацию;
– сочетание двух стимулов (условно и безусловного).
Подкрепление – определенный стимул, цель использования которого, закрепить определенную реакцию.
Цель консультирования – изменение поведения клиента
- расширение поведенческого репертуара;
- усиление адаптивного поведения;
- устранение реакции тревоги;
- формирование уверенного поведения (способность расслабляться);
|
|
- формирование соц. навыков.
Роль консультанта – тренер, учитель, советчик, модель для подражания (образец).
Схема консультирования в поведенческой модели
1. Установление контакта, структурирование взаимодействия.
2. Стадия операционализации проблемы
Операционализация проблемы – это формулирование проблемы на языке конкретных операций.
3. Формулирование желаемого результата. Цель формируется на поведенческом языке (операционализация цели).
4. Функциональный анализ (СРП-анализ)
СРП-анализ – «стимул – реакция – последствия»
5. Деятельность клиента
6. Обратная связь («контрольная встреча»)
Операционализация проблемы
«Что Вы при этом делает?»
«А в чем это конкретно выражается?»
«Как Вы понимаете (узнаете), что это происходит?»
«Если бы я была на твоем месте, то как бы я почувствовала, что это происходит (что я делала бы)?»
Функциональный анализ (СРП-анализ)
Первый стимул – внешний стимул («Что происходит прямо перед тем, как начинается эта реакция?»)
Задача – понять, какой конкретный стимул вызывает данную реакцию.