В.В. Столин:
1. Сбор информации, определение проблемы, постановка цели, выявление ресурсов.
2. Рабочая стадия. Определение подхода, выдвижение гипотезы, определение методов; работа с проблемой.
3. Принятие конкретных решений о действиях клиента
«Вы будете это делать? Вы сделаете это?»
Р. Кочюнас:
4. Этап деятельности клиента (вне встреч)
5. Обратная связь
Поиск позитивного, как общетеоретический принцип консультирования
Поиск позитивного – это одно из условий псих. помощи и механизм раскрытия ресурсов клиента.
Л. Тайлер стала одной из первых говорить о важности поиска позитивного, психолог должен меньше времени уделять проблеме, трудностям, а больше времени тратить на позитивное (цель).
Цель поиска позитивного – переосмысление жизни и проблем клиента с позитивной точки зрения:
- изменение взгляда на ситуацию («А что в этой проблеме позитивного?»);
- изменение оценки или интерпретации поведения в более позитивном ключе;
- выявление сильных сторон личности клиента;
|
|
- исследование ресурсов;
- переосмысление жизненного опыта на более позитивных началах.
Поиск позитивного, по А. Айви, это методика выслушивания клиента.
«Развод – способ изменить отношения»
«Не нудно делать что-то раньше того времени,
пока ты не созрел делать что-то другое»
Методы реализации принципа позитивного на практике
1. Рефрейминг («фрейм» – рамки) – изменение рамок восприятия ситуации
1 шаг. Установить раппорт с клиентом.
2 шаг. Идентифицировать нежелаемое поведение.
3 шаг. Выявить намерения (намерение всегда позитивно!)
4 шаг. Создание новых стереотипов поведения для реализации данного намерения.
5 шаг. Экологическая проверка.
2. Поиск нового смысла (используется в логотерапии, в гуманистической психотерапии) – помочь человеку понять, какой смысл имеет для него то, что происходит в жизни («Зачем это произошло?»)
- конфронтация;
- позитивный взгляд (К. Роджерс).
3. Исследование ресурсов клиента (Л. Тайлер)
Техники и приемы работы с проблемой клиента
I. Техники сбора информации
Вопросы. Вопросы могут быть закрытые (предполагают однозначный ответ), открытые, альтернативные (содержат два взаимоисключающих варианта).
Слушание. Пассивное слушание (консультант не участвует в процессе рассказа клиента), активное слушание (обратная связь).
Пассивное слушание | Активное слушание |
- кивание головой; - «Да-да», «Мм», «Ну» и др.; - пауза. | - эхо-отражение (повторение последних слов); - перефразирование; - обобщение; - метафорические перефразирование; - отражение чувств. |
II. Техники воздействия на клиента