Стадии работы с проблемой клиента

В.В. Столин:

1. Сбор информации, определение проблемы, постановка цели, выявление ресурсов.

2. Рабочая стадия. Определение подхода, выдвижение гипотезы, определение методов; работа с проблемой.

3. Принятие конкретных решений о действиях клиента

«Вы будете это делать? Вы сделаете это?»

Р. Кочюнас:

4. Этап деятельности клиента (вне встреч)

5. Обратная связь

Поиск позитивного, как общетеоретический принцип консультирования

Поиск позитивного это одно из условий псих. помощи и механизм раскрытия ресурсов клиента.

Л. Тайлер стала одной из первых говорить о важности поиска позитивного, психолог должен меньше времени уделять проблеме, трудностям, а больше времени тратить на позитивное (цель).

Цель поиска позитивного – переосмысление жизни и проблем клиента с позитивной точки зрения:

- изменение взгляда на ситуацию («А что в этой проблеме позитивного?»);

- изменение оценки или интерпретации поведения в более позитивном ключе;

- выявление сильных сторон личности клиента;

- исследование ресурсов;

- переосмысление жизненного опыта на более позитивных началах.

Поиск позитивного, по А. Айви, это методика выслушивания клиента.

«Развод – способ изменить отношения»

«Не нудно делать что-то раньше того времени,

пока ты не созрел делать что-то другое»

Методы реализации принципа позитивного на практике

1. Рефрейминг («фрейм» – рамки) – изменение рамок восприятия ситуации

1 шаг. Установить раппорт с клиентом.

2 шаг. Идентифицировать нежелаемое поведение.

3 шаг. Выявить намерения (намерение всегда позитивно!)

4 шаг. Создание новых стереотипов поведения для реализации данного намерения.

5 шаг. Экологическая проверка.

2. Поиск нового смысла (используется в логотерапии, в гуманистической психотерапии) – помочь человеку понять, какой смысл имеет для него то, что происходит в жизни («Зачем это произошло?»)

- конфронтация;

- позитивный взгляд (К. Роджерс).

3. Исследование ресурсов клиента (Л. Тайлер)

Техники и приемы работы с проблемой клиента

I. Техники сбора информации

Вопросы. Вопросы могут быть закрытые (предполагают однозначный ответ), открытые, альтернативные (содержат два взаимоисключающих варианта).

Слушание. Пассивное слушание (консультант не участвует в процессе рассказа клиента), активное слушание (обратная связь).

Пассивное слушание Активное слушание
- кивание головой; - «Да-да», «Мм», «Ну» и др.; - пауза. - эхо-отражение (повторение последних слов); - перефразирование; - обобщение; - метафорические перефразирование; - отражение чувств.

II. Техники воздействия на клиента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: