Психология компенсации и психокоррекции нарушений интеллекта у детей. Идея комплексного развития ребенка и подростка с нарушением интеллекта. Разработка современной концепции компенсации, психокоррекции детей с нарушением интеллекта. Вопросы психотерапии родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта.
Творчество в воспитании детей с нарушением интеллекта в условиях специального (коррекционного) учреждения. Сотворчество.
Социализация ребенка с интеллектуальным нарушением. Интеграция в обществе: интернальная и экстернальная. Индивидуально ориентированные маршруты развития: коррекция и компенсация. Воспитание адекватной оценки к имеющемуся нарушению в интеллектуальном развитии и окружающим. Формирование норм поведения в условиях депривации.
Расширение объекта современной психологии детей с нарушением интеллекта. Поиск и разработка эффективных форм интеграции в обучении детей с нарушением интеллекта. Технологии в специальном образовании.
Психологические аспекты социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот. Обоснование направлений психокоррекции детей с нарушением интеллекта в условиях специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, психолого-педагогического медико-социального сопровождение.
Зарубежные инновационные концепции развития и психокоррекции детей с нарушением интеллекта. Идеи К. Левина в специальной психологии при создании условий для социализации лиц с нарушением интеллекта.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Предмет и задачи психологии детей с нарушением интеллекта.
2. Связь психологии детей с нарушением интеллекта с другими науками.
3. Принципы психологии детей с нарушением интеллекта (общеметодологические и конкретно методологические).
4. Понятие о структуре нарушений в интеллектуальном развитии у детей.
5. Формирование сложных, сочетанных вариантов нарушений в развитии интеллекта.
6. Основная характеристика психического недоразвития и задержанного развития как видов дизонтогенеза.
7. Развитие представлений о нарушениях интеллекта в специальной психологии.
8. Роль Л. С. Выготского в понимании нарушений интеллекта у детей в специальной психологии.
9. Причины нарушений интеллекта у детей.
10. Современные варианты классификаций нарушения интеллекта у детей.
11. Нарушения интеллекта у детей в условиях депривации.
12. Общая характеристика задержки психического развития у детей.
13. Общая характеристика умственной отсталости у детей.
14. Особенности личности детей с задержкой психического развития.
15. Особенности личности умственно отсталых детей.
16. Особенности деятельности детей с задержкой психического развития.
17. Особенности деятельности умственно отсталых детей.
18. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
19. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.
20. Особенности развития речи детей с задержкой психического развития.
21. Особенности развития речи умственно отсталых детей.
22. Особенности общения детей с задержкой психического развития.
23. Особенности общения умственно отсталых детей.
24. Семья и развитие ребенка с нарушением интеллекта.
25. Проблема социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.
26. Понятие об интеграции детей с нарушением интеллекта.
27. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков.
28. Психологическое сопровождение детей с нарушением интеллекта.