Высшее образование и наука 1920-30

Революция застала уральские ВУЗы в стадии формирования (Пермский университет был основан в 1916, Екатеринбургский – в 1917). Между тем советская власть приняло решение о расширении сети ВУЗов и техникумов. Созданию условий для обучения в них рабочих и крестьян.

Пермскому университету были предоставлены новые здания, открыты агрономический факультет и химико-фармацевтическое отделение. В Екатеринбурге в это время велось строительство здания для Уральское горного института. Однако строительство было прервано гражданской войной, в ходе которой часть оборудования и преподавательских кадров были вывезены в Сибирь или на Дальний Восток. Тем не менее, с 1920 года работа Пермского и Екатеринбургского университетов была возобновлена.

В 1919 в Уфе открылся Башкирский народный институт.

В начале 1920 года руководство Екатеринбургской губернии выдвинули идею о создании университета на Среднем Урале. Поддержанные Наркоапросом и профессурой Москвы и Петербурга руководящие органы начали работу. Им содействовали Горький, Луначарский, Покровский. В итоге в 1920 году в Екатеринбурге был открыт Уральский университет в составе горного, политехнического, медицинского, сельскохозяйственного, педагогического институтов института общественных наук и рабочего факультета, который в последствии стал крупнейшим центром науки.

Параллельно шло укрепление и Пермского университета. Летом 1921 года юридический и историко-филологический факультеты были преобразованы в факультет общественных наук. По сравнению с уровнем 1917 года в университете обучалось в 4 раза больше студентов.

Для подготовки партийных работников в Екатеринбурге был открыт Урало-Сибирский коммунистический университет.

В высшей школе обучение проходит по бригадному методу (на основе ответа одного студента оценивались знания бригады). Такая система обучения была введена в качестве эксперимента и была своеобразной альтернативой лекционным занятиям, которые признавались слишком пассивными. Изменяется социальный состав студентов. Благодаря появлению рабфаков возрастает процентное содержание пролетарских элементов. Рабочие факультеты позволяли подтятнуть рабочих до требуемого в университете уровня знаний. В Пермском университете рабфак появился в 1919 году. В 1920 – в Екатеринбурге. Ядро этих факультетов составляли вчерашние военнослужащие. Из среды пермских рабфаков вышли известные специалисты, такие как Братухин, Федотов, Шаклеин.

В 1921-25 году ВУЗы переживают ряд преобразований: ряд факультетов были укрупнены, какие-то упразднены.

Первостепенной задачей университетов была подготовка кадров. Необходимо было связать обучение с нуждами промышленности.

В 1930 году проводится реформа Высшей школы. Все институты ликвидируются, а на их базе создаются отраслевые институты. Из Пермского государственного университета выделяются медицинский, сельскохозяйственный, фармацевтический, химико-технический (Березники), ветеринарный (Троицк) институты. Правда уже через год происходит воссоздание университета. Выделение институтов сопровождалось утечкой кадров, библиотеки и т.д.

В 1930-32 годах помимо отраслевых институтов открываются Челябинский иститут механизации сельского хозяйства, педагогический и медицинский в Екатеринбурге и др.

В 30-е годы возрастает количество студентов. По численности студентов ВУЗов тяжелой промышленности Уральская область уступала только Московской и Ленинградской.

Число техникумов возросло до 177. Возникли учебные заведения при заводах Перми, Магнитогорска, Лысьвы и т.д.

Открываются два института по подготовке учителей (один из них – в Кудымкаре). Срок обучения – 2 года.

Развивается наука. Успешно функционируют медицинское, краеведческое общества. Продолжает работу УОЛЕ, при котором функционируют музей, научная библиотека, экскурсионное бюро. Расширяется круг исследований Екатеринбургской геофизической обсерватории. Уральское и Пермское медицинские общества занимались санитарно-просветительской деятельностью. Результаты их научных изысканий помещались в журнале «Уральское медицинское обозрение».

Важным шагом в организации исследовательской работы стало открытие ряда НИИ. Первый из них – биологический – открылся при Пермском университете. Он приступил к изданию «Известий» и «Трудов», что позволило укрепит межуниверситетские связи.

В Перми сложилась группа известных ученых. Среди них видное место занимали ботаник Генкель, биолог Заварзин, Рихтер (изучал биологию и физиологию уральских растений), геолог Преображенкий. Становление физико-математического факультета связано с именами Фридмана, Виноградова. Среди историков следует отметить работы Греков а по истории Соловецкого монастыря.

Все большую строту приобретал вопрос об организации единого центра руководства научно-исследовательской работы в крае. В янв. 1932 года было принято решение о создании на Урале филиала академии наук (УФАН), первым председателем его президиума был академик Ферсман. В составе УФАНА было намечено создать три института: геохимический, геофизический и химический. В конце 30-х в состав УФАНа вошел Уральский физико-технический институт, созданный по инициативе академика Йоффе и укомплектованный преподавателями – выпускниками ленинградских ВУЗов.

Исследовательская работа, проводимая в этих ВУЗах была прежде всего тесно связана с нуждами промышленности и заключалась в разведке полезных ископаемых, изучении свойств металлов, особенностей уральских растений и почв и т.д.

Литература и искусство на Урале в 1920-30.

Литература. Зачинателями советской литературы на Урале были пролетарий Бондин и журналист Бажов. В 19191-1920 годах Бондин пишет агитационную пьесу «Враги», посвященную гражданской войне, которую еще до официального опубликования перепечатывали и ставили на местах. Первые книги Бажова вышли в 1924-25 годах. В «Уральских былях» была заявлена та тема, которая позднее была детально раскрыта в знаменитой «Малахитовой шкатулке» (1936). В центре его творчества стояли талантливость русского народа, смекалка, ум.

Уралу посвящены и на Урале начаты повести Либединского «Неделя» и «Комиссары».

Среди поэтов следует отметить творчество Василия Каменского. Зачинателем удмуртской советской поэзии считается Майоров, печатавшийся в газете «Гром».

Дальнейшая жизнь литературы на Урале сильно зависела от выходивших журналов. Вокруг изданий «Студент-рабочий», «Товарищ Терентий», «Колос» и др. группировались начинающие писатели и поэты. «Товарищ Терентий» по существу был литературным центром края. В 1925 году его роль взяла на себя газета «На смену». Ее литературная группа взяла курс на партийность литературы, поддерживала связи со всеми лит.кружками края.

Заметный след в литературной жизни края оставило творчество Гайдара. В 1925-27 годах он работал фельетонистом в газете «Звезда» и «Уральский рабочий». На страницах этих газет и были опубликованы его повести «Жизнь ни во что», «РВС», «Лесные братья».

В 1927 в Свердловске прошла 1 областная конференция пролетарских писателей и объявила о создании Уральской ассоциации пролетарских писателей. Ее управление взял на себя Панов. В целом на Урале, как и в стране не существовало единой писательской организации. Перми работала Пермская ассоциация писателей, были отделения ЛЕФа, «Перевала». Только постановление ЦКВКПб «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) объединило всех. Поддерживающих платформу Советской власти писателей в Союз советских писателей.

Среди писателей этого периода следует назвать О. Маркову «Варвара Потехина», И. Панова «Урман», А. Савчук «Так начиналась жизнь». Были заложены основы детской литературы. Рябинин пишет рассказы о животных «Мои друзья», Трутнева – автобиографическую повесть «Моя жизнь».

Закладываются основы коми-премяцкой литературы и театра. Появляется первое эпическое произведение башкирской прозы – роман Тагирова «Солдаты».

Периодическая печать. Первыми большевистскими газетами на Урале были «Борьба» и «Рабочий и солдат». Они выходили нерегулярно незначительными тиражами. Поэтому вскоре было создана уральская областная газета «Уральская правда», ее первым редактором был Воробьев. Она выходила два раза в неделю, тиражами 8-10 тыс. экземпляров. Однако она не просуществовало долго и была закрыта распоряжением временного правительства. С победой большевиков в ряде уездных центров появляются свои газеты. Начинают издаваться газеты профессиональных и корпоративных организаций. В условиях гражданской войны печать стала средством агитации и мобилизации масс. Военная печать была представлена газетами «Красная армия», «Окопная правда».

В период военного коммунизма газеты распространялись бесплатно. А с 1922 года были переведены на распространение по подписке. Тираж резко упал, многие газеты пришлось закрыть. Редакции газет возвращаются к диалогу с крестьянами и рабочими, привлекая их к созданию газет. После образования Уральской области многие округа стали носить ярко выраженный промышленный или сельскохозяйственный характер, газеты тоже приобрели облик преимущественно рабочих или сельских газет.

Огромную роль сыграла печать в период строительства Урало-Кузбасского комбината. Все крупные стройки этого района имели свои печатные органы. Газеты освещали ход строительства, вели рубрики, освещавшие соц.соревнования. «Уральский рабочий» взял шефство на Магнитостроем.

В1920 году на Урале стала издаваться первая детская газета «Муровей-чудодей».

Изобразительное искусство. После гражданской воны возобновляется деятельность художественных студий и мастерских. Ведется работа по сбору и сохранению худ.ценностей. Собрание деревянной скульптуры Серебренникова вошло в коллекцию Пермской художественной галереи, основанной в 1922 году.

Развивается художественное образование: в Перми открывается художественные мастерские-техникумы, в Свердловске – худ.студии.

Воздвигаются памятники. В Перми – над захоронением героев гражданской войны. В Мотовилихе по проекту Гомзикова устанавливается памятник рабочим – в основе которого оригинальное изображение праового молота и серпа.

В Екатеринбурге в начале 1920-х годов появляется памятник Марксу и «Освобожденному человеку» (проект Д. Эрзя).

В годы гражданской войны наиболее популярной стала плакатная манера изображения. Станковая живопись вернула себе прежнее значение только после войны. Предпринимались попытки по организации выставок, с целью объединения художников.

В 1925 году была создан Уральский филиал АХРР. Эта организация объединила художников в борьбе за реалистическое искусство. Ее члены устраивали выезды на предприятия.

В 1935 году проходит несколько областных выставок в том числе и «Урало-Кузбасс в живописи».

Среди выдающихся художников следует назвать реалиста Парамонова, портретиста Мелентьева, пейзажистов Туржанского, Слюсарева.

В графике значительную роль начинает играть книжный и журнальный рисунок. В середине 30-х уральские мастера вновь обращаются к работе над памятниками. По особому заказу создаётся памятник Анри Барбюсу, установленный в Париже на Пер-Лашез. Мастерство камнерезов проявилось в совместной с петергофскими мастерами работе над созданием карты Советского Союза для всемирной выставки в Париже 1937 года. Карта представляет собой мозаику из разных пород камней, общей площадью 29, 5 кв. м. Среди кустарей-камнерезов выделяют творчество Семирякова («Сова») и Стулова. Отличились мастера Свердловской фабрики «Русские самоцветы».

Художественное каслинское литье продолжает создавать решетки и элементы декора для метро и каналов.

Театр. Перед театрами ставилась агитационная задача и постановка спектаклей на злободневную тему. Создавались массовые зрелища, митинги-спектакли и др.

В 20-е годы появляются профессиональные театры в Перми, Челябинске, Оренбурге. Появляются театры нового типа – передвижные. Путем их объединения был создан театр драмы и комедии, который в 1924-27 посетил многие уголки Верхнее-Камского, Тагильского, Свердловского округов. В его репертуар вошли спектакли «Овод», «Королевский брадобрей» (Луначарский) и др. Во второй половине 20-х театральная жизнь активизируется. В Оренбурге и Челябинске создаются театральные студии для подготовки профессиональных кадров. В 1926-27 году на Урале насчитывалось 16 театров, а через три года – уже 26. Появляется национальный театр Башкирии.

Станционирование театров произошло в 30-е годы. За ними были закреплены постоянный состав актеров и режиссеров.

В 20-е годы распространенным явлением было создание ТЮЗов и ТРАМов (театр рабочей молодежи). Пермский ТРАМ начал деятельность в 1927 году постановкой спектакля «Броненосец Потемкин».

На развитие оперного и балетного искусства влияли регулярно приезжавшие звезды столицы. В 20-е годы в Свердловске и Перми созд специальный оперный театр и театр оперетты.

Музыка. Очагом музыкально культуры в 20-е годы стал Свердловск. Трамбицкий пишет оперы «Овод», «Гнев пустыни». Появляются самостоятельные работы башкирских композиторов Ибрагимова и Валеева. В 1934 году в Свердловске на базе музыкального училища открылась государственная консерватория. При Свердловской, Пермской филармониях начинают работать симфонические оркестры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: