Последовательное называние («чтение») цветных кружков (методическая инструментовка задания Н.В.Нечаевой).
Организация работы. Готовится карточка, на одной стороне которой нарисованы четыре строки цветных кружков по десять кружков в каждой строке.
На другой стороне карточки — одна строка цветных кружков (образец).
-—-s,
кр)(з)(з)(кор}(ж)(с)(г
Задание состоит из двух частей: 1-я — обучающая, 2-я — основное
задание.
Инструкция. Вначале разбирается образец: «Посмотри, здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету: красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше». Ребенок: «Желтый кружок». Учитель: «Нет, ты называй только цвет. Слово "кружок" говорить не надо». После того как усвоен способ называния и выяснено, что ребенок знает названия предлагаемых ему цветов, можно переходить к выполнению основного задания: «Теперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом листочке. Называй их подряд по строчкам». Учитель рукой показывает направление «чтения» — слева направо от первой строки к четвертой.
|
|
Оценка «чтения» цветных кружочков:
1-й уровень — «прочитано» без ошибок;
2-й уровень — «прочитано» с одной ошибкой;
3—4-й уровень — допущено более одной ошибки.
3-й и 4-й уровни выполнения задания свидетельствуют о возможных трудностях ребенка при овладении навыком чтения.
Определению уровня начальных математических представлений детей: о счете предметов и соотношении между числами, об упорядоченности, о составе числа, о геометрических фигурах, важных в обучении математике, — могут служить следующие задания.
Задание № 3
Упорядочивание (методическая разработка И.И.Аргинской). Организация работы. Готовятся картонные круги диаметром 5 см с точками. Круги располагают перед ребенком в беспорядке.
Инструкция. «Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки».