Занятие 1. Упражнение 3. Со стульями

Знакомство: ведущий представляется девочкам и рассказывает о целях и правилах коррекционно – развивающей программы.

«Здравствуйте милые девушки. Сегодня мы начинаем сеть игровых занятий, направленных на развитие у Вас позитивного отношения к себе и окружающему миру. Запомните, что я – не учитель, каждый из нас будет изучать себя сам. Я – ваш друг, понимающий ваши проблемы и очень желающий помочь Вам стать собой. На наших игровых занятиях все же будут действовать некоторые правила, но они очень просты:

§ Общение на Ты, даже с ведущим.

§ Говорим о том, что волнует нас именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

§ Заменим высказывания типа «Большинство моих друзей считает, что…» на суждения «Я считаю, что…»

§ Открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

Если вам все понятно, тогда мы начнем наше первое занятие»

Ритуал: (5 минут) Все участники садятся в круг на пол по-турецки, каждый по очереди рассказывает о своем настроении и ассоциациях, связанных с ним. Например: «Мое настроение, как большая цветущая ромашка» или «Мое настроение сегодня похоже на серую тучку, скоро пойдет дождь». При этом можно передавать по кругу большой резиновый мячик.

Разминка: (10 минут) Цель разминки занятия 1 – знакомство участников группы друг с другом.

Игра на знакомство «Снежный ком»: первый участник называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий называет имя первого, второго и свое и так до последнего участника. Потом можно повторить игру в обратном порядке.

Основная часть.

Упражнение 1."Прикосновение к себе". (20 минут)

Цель: начальное ознакомление с сенсорным осознанием.

Так как больные анорексией используют зрение в качестве первичных ощущений для оценивания своего тела, то в этом упражнении акцент делается на развитие расширенного кинестетического и тактильного осознания. Ведущий предлагает участницам исследовать тело с головы до ног. Девушка с помощью прикосновений к себе изучает свое тело. Обычно она закрывает глаза. Недоверчивым можно предложить "спокойно сосредоточиться" и обращать внимание на стимулы, пользуясь другими ощущениями так же, как и зрением.

Инструкции: «Я хочу, чтобы вы прикоснулись пальцами к своим волосам, обращая внимание на их строение и температуру. Вьющиеся ли они? Прямые? Волнистые? Толстые или тонкие? Проследите линию волос пальцами. Она помогает очертить форму вашего лица. Что ощущает лицо? Как будет ощущаться то, что мы может увидеть? А сейчас продолжите исследование, прикасаясь к своему лбу... сморщите его, почувствуйте это. Обратите внимание, как меняются формы».

В исследовании можно затронуть более глубокие слои тела: кости, мышцы, жировые отложения. Можно попросить определить какая область тела имеет больше мышц и изучить различия мышечного состояния, когда различные части тела напряжены и расслаблены.

Упражнение 2 "Карта тела ". (20 минут)

Цель: формирование визуального представления о физическом образе Я участниц коррекционной программы.

Участницы по очереди ложатся на большой лист бумаги, а ведущий обводит контур их тела. Этот контур является конкретным отображением размеров их тела (необходимо держать ручку или маркер перпендикулярно и прикасаться им к телу девушки, чтобы уменьшить искажение). Затем девушка персонифицирует карту своего тела, рисуя и надписывая что-либо на ней. Например, некоторые участницы могут записать на частях тела воспоминания, которые ассоциируются с ними или обозначить те части тела, которые нравятся или не нравятся им. Эти пометки служат для того, чтобы создать конкретное представление о телесных переживаниях каждой девушки и уточнить их. Следует одобрить, если клиентка захочет повесить карту на любимое или безопасное место в своей комнате.

Технику "карта тела" используют различными способами. Например, она может пригодиться при конкретном измерении изменений в размерах участниц в течение серии занятий. В этом случае новые контуры тела проводятся каждую неделю на одной и той же карте. Таким образом, она сможет увидеть, как потерянный или приобретенный вес отражается на карте. Этим путем можно уменьшить страх девушки, что она станет тучной, или что одна из частей ее тела будет казаться массивной, если она наберет лишний вес.

Упражнение 3.Со стульями. (20 минут)

Цель: приблизительно оценить искажение в размере тела.

Оно может быть первым шагом на пути к осознанию своего тела. Девушки выполняют это упражнение по очереди. Участницу, с ее преувеличенной точкой зрения, просят отобразить свой обхват (обычно бедер) с помощью расстояния между стульями. Затем, встав между этими двумя стульями, она физически проверяет свое восприятие.

Рефлексия: (15 минут)Все участницы садятся в круг и обсуждают свои впечатления от проделанных упражнений. Обсуждается, что каждая девушка заметила в себе. Часто она может обратить внимание на разницу между тем, что она чувствует и что видит.

Релаксация: (10 минут)«Сядьте поудобнее, закройте глаза. Постарайтесь расслабить все мышцы вашего тела. Вы успокаиваетесь, ваше тело расслабляется, расслабляются мышцы рук…плеч…ног, расслабляются мышцы лица…челюсти…щеки…лоб…глаза. Ваше лицо выражает полное спокойствие, ваш мозг расслаблен. Вы чувствуете каждую клеточку своего тела. Мысленно пожелайте всему Вашему организму добра. А теперь можете открыть глаза».

Ритуал: (5 минут) Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте своего соседа справа, мысленно пожелайте ему добра. Теперь почувствуйте своего соседа слева и тоже пожелайте ему добра. Мы сегодня очень хорошо поработали – похлопаем себе!!!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: