Агрессивное поведение

В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрос­лых должны быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрес­сивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвра­тить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить свое недовольство. Например, допустивший агрессивную вы­ходку ребенок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учинен­ный им разгром. Уборка — не наказание за содеянное. В доводах взрослых ребенок должен уловить прежде всего уверенность в том, что он большой и уже вполне ответствен за свои поступки.

Несколько труднее предотвратить вербальную агрессию. Если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно просто проигнорировать их, но при этом попытаться понять какие чув­ства и переживания ребенка стоят за ними. Возможно, ребенок хочет продемонстрировать превосходство над взрослым, а может быть, не знает иного способа выражения своих чувств. Иногда целесообразно превратить оскорбления в комическую перепалку.

Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привле­чения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.

Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвиж­ные игры, конструирование, лепку. В результате совместной дея­тельности агрессивные действия перестают быть единственно до­ступным (и при этом малоэффективным) способом общения ре­бенка с миром и людьми. Таким детям очень важно пережить удо­вольствие от демонстрации одобряемого поведения перед благо­желательной аудиторией. Важно также давать ребенку с агрессив­ным поведением возможность реализовать свои лидерские наклон­ности, но только не через агрессивные действия. Можно поручить такому ребенку ответственное дело: подготовить помещение к за­нятиям, полить цветы и т. д. При этом необходимо давать положи­тельную оценку его действиям. Наказывать же ребенка с агрессив­ным поведением можно только тогда, когда у взрослого сложи­лись с ним доверительные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: