double arrow

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Изучение семьи и семейных отношений учитель может прово­дить разнообразными способами.

Наиболее важный источник информации для учителя — это непосредственное наблюдение за тем, как родители общаются с ребенком в различных ситуациях, вдумчивый анализ того, что и как говорят родители о своих детях, что и как рассказывает ребе­нок о своей семье — о маме, папе, других близких людях, о со­вместных делах и времяпрепровождении. Очень важные сведения о семье ученика и семейных отношениях могут быть получены также из разговора с воспитателем детского сада, в котором вос­питывался ребенок до школы.

Существенную информацию дают изучение личного дела ре­бенка, его медицинской карты, посещение ребенка дома, беседы с родителями. Следует специально подчеркнуть, что посещение дома и беседы с родителями требуют особо тактичного поведения учителя. Необходимо постоянно иметь в виду, что получение объек­тивной информации о семье и семейных отношениях возможно лишь в том случае, если между педагогом и родителями уже ус­тановились отношения доверия, если родители поняли, что учи­тель — их надежный союзник в воспитании ребенка, что то, о чем они говорят с учителем, станет педагогической тайной и по­служит только на пользу их сыну или дочери.

Если отношения доверия еще не возникли, учитель не может рассчитывать на искренность собеседников. Но одновременно он и не должен каким-либо образом упрекать их за неискренность, показывать свое неудовольствие. Лучше всего выждать и своей не­поддельной заинтересованностью в судьбе ребенка, своей конк­ретной и активной помощью показать, что на вас можно поло­житься и вам можно довериться.

Интересный материал о жизни ребенка в семье может быть получен также и с помощью разнообразных экспериментальных методик. Этот материал может существенно обогатить вывод!.!, предположения учителя о положении ребенка в семье и характере семейных отношений, послужить тем самым уточнению его 1 питательной тактики, а во многих случаях и отношений с родите­лями. И снова подчеркнем, что объективный материал предлагае­мые экспериментальные методики дадут только в том случае, если дети относятся к учителю с доверием.

Представим одну из методик — анкетирование.

Текст возможной анкеты.

1. С кем ты чаще всего обсуждаешь свои радости, беды?

1 — с мамой, 2 — с папой, 3-е бабушкой и другими родственника­ми, 4 — с товарищами.

2. Как в семье относятся к твоим успехам, хорошим отметкам?

1 — дарят подарки, 2 — говорят ласковые слова, 3 — обсуждают всей семьей, 4 — не обращают внимания.

3. Как относятся к твоим неудачам, проступкам, плохим отметкам?

1 — наказывают, ругают, 2 — бьют, 3 — объясняют, сочувствуют, 4 — не обращают внимания.

4. Проявляют ли интерес к твоим учебным заданиям?

1 — постоянно, 2 — почти всегда, 3 — изредка, 4 — только когда попрошу.

5. Как родители относятся к неудачно выполненной письменной работе?

1 — ругают, заставляют переписывать; 2 — объясняют, сочувствуют, но заставляют переписывать; 3 — объясняют и просят выполнить работу лучше.

6. Часто ли вы сообща с родителями выполняете какое-либо домашнее дело (мытье посуды, приготовление обеда, стирку белья, починку мебе­ли и т.д.)?

1 — да, 2 — очень редко, 3 — практически никогда.

7. Часто ли вы вместе читаете?

1 — да, 2 — иногда, 3 — практически нет.

8. Бываете ли вы с родителями на прогулках, в кино, музеях?

1 — часто, 2 — иногда, 3 — практически нет.

9. Принимают ли родители участие в твоих занятиях спортом?

1 — да, 2 — иногда, 3 — практически нет.

10. Любишь ли ты говорить с родителями про школьные дела?

1 — да, 2 — не очень, 3 — нет.

(Содержание вопросов в анкете может быть и другим, с учетом возможных дополнительных целей анкетирования.)

Большую информацию о семье и семейных отношениях может дать методика «Рисунок семьи».

Для работы необходимы лист белой бумаги, шесть цветных ка­рандашей или красок (черная, красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая).

Дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Никаких других пояснений не требуется. Если возникают вопросы, инструкция повторяется. После выполнения задания детям индивидуально зада­ются вопросы, для того чтобы получить уточняющую информацию.

1. Кто тут нарисован?

2. Где все находятся?

3. Что они делают?

4. Кто самый счастливый? Почему?

5. Кто самый несчастный? Почему? Анализ рисунка по содержанию.

1. Изображены все члены семьи. Такие рисунки свидетельству­ют о том, что ребенок растет в нормальной гармоничной семье.

2. Состав семьи уменьшен по сравнению с реальностью. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов, ко­торые для них эмоционально менее привлекательны или с кото­рыми сложились конфликтные отношения. Часто отсутствуют бра­тья и сестры, что свидетельствует о внутренней конкуренции. Ре­бенок таким способом «монополизирует» недостающие любовь и внимание родителей. Иногда в рисунок включают изображения птиц, зверушек. Учитель уточняет: кто это? Или кого напоминает? Часто дети называют имена братьев и сестер. В этом символичес­ком изображении могут проявляться отрицательное отношение, ревность к другому члену семьи.

Большой интерес вызывают те рисунки, в которых ребенок не изображает себя или вместо семьи рисует только себя.

Если вместо семьи ребенок рисует только одного себя, боль­шой величины, с большим количеством деталей одежды, можно говорить об определенной эгоцентрической установке автора ри­сунка. Отсутствие в рисунке самого ребенка обычно свидетель­ствует о переживании им чувства отверженности, неприятия. Те же причины заставляют детей рисовать себя схематично, малень­ких размеров.

Расположение членов семьи также несет определенную инфор­мацию. По рисунку, где все члены семьи соединены руками или выполняют общую работу, можно сделать вывод о сплоченности, благополучии семейных отношений. Учителю необходимо обра­тить внимание на те рисунки, где часть семьи расположена одной группой, а одно или несколько лиц — отдельно. Если обособлен сам ребенок, можно думать о его отчужденности, невключенно­сти в семью. Информативным в рисунке также служит расстояние между членами семьи. Ребенок помещает себя рядом с более близ­ким ему человеком. Более неприятный ребенку член семьи изоб­ражается, как правило, на расстоянии.

Следует также обратить внимание на особенности нарисован­ных фигур:

1) количество деталей тела. Хорошо прорисованная фигура сви­детельствует о теплых, эмоционально благоприятных отношени­ях. Если член семьи нарисован схематично, с пропуском суще­ственных частей фигуры (рук, ног, головы в т.д.), можно пред­полагать негативное отношение к этому члену семьи, агрессив­ные тенденции;

2) величина фигур. Она может отражать реальные отношения между членами семьи. Большая фигура матери или бабушки мо­жет отражать доминирование в семейном сообществе. Если ребе­нок рисует себя, увеличивая свой размер относительно взрослых, можно думать об эгоцентрических тенденциях в формировании личности. Явное занижение своих размеров свидетельствует о пе­реживании чувства своей незначительности, ненужности или по­требности в дополнительной опеке, признании. Большие фигуры на все пространство листа рисуют в большинстве случаев эмоцио­нально уверенные в себе, склонные к верховодству дети. Очень маленькие фигурки, расположенные группкой, могут объяснять­ся тревожностью, чувствами беспокойства, опасности;

3) рисование отдельных частей тела. Если член семьи нарисо­ван с удлиненными руками, это символизирует агрессию, иногда рукоприкладство. Иногда ребенок рисует себя без рук. Это может быть связано с чувством бессилия, протестом против сверхопеки.

Обращают на себя внимание те рисунки, где дети не прорисо­вывают лица (отсутствуют глаза, нос, рот). Такие безликие рисун­ки свидетельствуют о нарушении в сфере общения, об отгоро­женности от членов семьи. Иногда лица штрихуются; такой рису­нок может отражать конфликтные отношения, враждебность к дан­ному лицу. Прорисовка открытого рта, зубов — показатель ораль­ной агрессии.

Учителю необходимо наблюдать процесс рисования. Как пра­вило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рису­нок с изображения людей. Но некоторые дети большее время уде­ляют рисованию фона — квартиры, природы. Иногда этим и огра­ничивается рисунок. Можно считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помо­щи которой ребенок отодвигает от себя неприятное действие. Чаще всего такой способ рисования отмечается у детей с неблагополуч­ной семейной ситуацией.

Приведем еще одну методику, позволяющую раскрыть отноше­ние ребенка к членам семьи. В игровой ситуации учитель задает сле­дующие вопросы.

1. Представь, что у тебя два билета в цирк (кино, театр). С кем бы ты хотел пойти туда?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное пла­тье для куклы и т. д.), и у тебя не получается. Кого ты но позовешь на помощь?

4. У тебя есть билеты в кино, но их на один меньше, чем чле­нов семьи. Кто останется дома?

5. Ты получил в подарок интересную игру. Вся семья села иг­рать в нее, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

В заключение необходимо сделать одно принципиальное заме­чание. Семья — это очень сложное и динамичное социальное об­разование. Характер внутрисемейных отношений, положение ре­бенка в семье, естественно, меняются со временем в зависимости от множества обстоятельств. Поэтому изучение воспитательных от­ношений в семье не может ограничиваться каким-то определен­ным отрезком времени. В работе учителя коррекционного класса такое изучение должно быть постоянным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: