Глава 1 современная семья в зеркале социологического и психологического анализа

Реализация социальной функции коррекционно-развивающего образования диктует необходимость специального внимания к положению ребенка в семье, к выстраиванию партнерских отно­шений с нею в целях воспитания полноценного, социально адап­тированного гражданина. Необходима помощь семье в преодоле­нии тех недостатков в развитии детей, которые осложняют про­цесс их учения и социализации. При этом помощь школы как профессионально подготовленного субъекта воспитания предпо­лагает знание закономерностей жизнедеятельности семьи и свя­занных с ними особенностей воспитания детей.

Отмечается множество типологий семей в зависимости от ос­нований, выбираемых для их построения.

В основе одной из наиболее распространенных типологий се­мей с позиций социологического анализа лежит дифференциа­ция их по типам семейной структуры, в рамках которой рассмат­риваются нуклеарные и расширенные семьи. Структурные различия этих двух семейных групп обусловлены присутствием в нуклеарных семьях представителей только двух поколений (родители плюс дети). В расширенных семьях возможно проживание представите­лей старшего поколения (дедушек, бабушек) или других родствен­ников.

Существует достаточно обоснованное утверждение о более вы­соких воспитательных возможностях расширенной семьи по срав­нению с нуклеарной. Это мнение базируется на особенностях об­раза жизни в каждой из указанных семейных групп. Известно, что в семьях с несовершеннолетними детьми (т. е. в семьях, напрямую осуществляющих воспитание как функцию) чаще всего оба роди­теля заняты в сфере общественного труда, т. е. зарабатывают деньги. Отсюда крайне ограниченные возможности родителей для об­щения с детьми и решения воспитательных задач. Присутствие дедушек и бабушек в расширенной семье позволяет компенсиро­вать этот недостаток за счет каждодневных непосредственных кон­тактов детей с представителями старшего поколения. Имеются со­циологические исследования, подтверждающие, в частности, бо­лее успешное осуществление нравственного воспитания в расши­ренной семье, когда передача семейных ценностей происходит не по схеме «родители — дети», а непосредственно от бабушек и дедушек детям. С другой стороны, присутствие в семье пожилых, слабых представителей старшего поколения формирует в детях чув­ство сопереживания, сознание своей нужности для оказания им помощи и поддержки.

Наличие бабушек и дедушек способствует решению еще одной проблемы воспитания, особо значимой для детей младшего школь­ного возраста. Появляются возможности повышения семейного контроля — базовой составляющей в процессе социализации ре­бенка. Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях лик­видирована практика продленного дня для младших школьников. В результате родители имеют лишь приблизительное представле­ние о том, где и чем занят их ребенок после школьных занятий. Соответственно растет статистика детского травматизма, дорож­но-транспортных происшествий с участием детей. Наличие в се­мье представителей третьего поколения позволяет повысить их за­щищенность.

Еще одно основание, по которому производится типологизация семей, — это число детей. Различают семьи однодетные, двухдетные и многодетные. Наиболее благоприятные материаль­ные условия для воспитания детей имеет сегодня однодетная се­мья. В современной России, где, по данным социологических оп­росов, 67 % населения живет за гранью бедности, материальный фактор в значительной степени определяет воспитательный по­тенциал семьи.

Достаточно напомнить, что стоимость содержания ребенка в дошкольных образовательных учреждениях такова, что лишь 54 % семей имеют возможность пользоваться ими. Что касается допол­нительных услуг образовательных учреждений, то их оплачивают от 10 % семей в Орловской области до 60 % семей в Ханты-Ман­сийском автономном округе.

Есть и другие плюсы в воспитании единственного ребенка: он постоянно получает подтверждения любви и усиленного внима­ния к себе, растет в атмосфере полной самодостаточности и уве­ренности в себе. Однако эти, безусловно, положительные прояв­ления родительских чувств в своей крайней форме могут привес­ти (и часто приводят) к формированию эгоцентричного типа личности ребенка с завышенной самооценкой и неоправданно высо­кими притязаниями. Столкновение такого ребенка с реальностью приводит его к неприятному открытию: внесемейный социум не признает его права на исключительность. В кругу сверстников он такой же, как все дети его возраста — не хуже, не лучше. Этот первый жизненный урок нередко приводит к стрессовой ситуа­ции, следствием которой становится деформация психики ребен­ка. Формируются негативные черты характера (агрессия, неспо­собность строить общение с детьми, низкая адаптивность). Разви­ваются неврозы, проявляющиеся в разных формах: от истеричес­ких приступов до депрессий, от болей головных, в области живо­та до удуший и рвоты. Довольно распространены в таких семьях отказы ребенка идти в детский сад, школу. Не находя признания своей особой значимости у сверстников, ребенок теряет интерес к их обществу, избегает контактов с ними.

Таким образом, однодетная семья, предлагая ребенку макси­мум условий для развития, в то же время создает почву для ряда значительных провалов воспитания, связанных с гиперопекой, избыточной любовью, отсутствием необходимой требовательно­сти и дисциплины.

Обратимся теперь к двухдетной семье. Безусловно, двухдетная семья имеет более серьезные материальные трудности в сравне­нии с однодетной. Однако в целом воспитательный климат в та­кой семье в большей мере соответствует формированию психоло­гически здоровых, социально адаптированных детей. С первых со­знательных шагов в жизни ребенок в такой семье воспринимает свою роль еще одного ребенка в данной семейной группе. Скла­дываются совершенно иные качественные характеристики лич­ности, отличные от детей, растущих в однодетных семьях: толе­рантность, способность к сотрудничеству, умение уступать, альт­руизм, взаимная поддержка. Здесь отсутствует почва для форми­рования эгоцентризма, личной исключительности, нетерпимости. Все проблемы обеспечения жизнедеятельности ребенка решаются с учетом потребностей и проблем его брата (сестры). Таким обра­зом, двухдетная семья лучше решает задачу подготовки детей к взаимодействию с внешним миром, с другими людьми, лучше осуществляет социализацию личности.

Логично было бы предположить, что в трехдетной (по россий­ским нормативам — многодетной) семье эта функция осуществ­ляется наиболее эффективно. Известны исторические примеры: многодетность семьи всегда определяла четкие ориентации детей на труд, способствовала развитию чувства ответственности, вза­имной поддержки и т. д. Однако законы логики оказываются бес­сильны перед законами экономики: в условиях ограниченных ма­териальных возможностей средняя российская семья вынуждена сокращать рождаемость. Многодетность становится уделом по боль­шей части неблагополучных семей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, ведущих беспорядочную сексуальную жизнь. В ре­зультате дети, рожденные в такой семье, растут в не соответству­ющих общественным нормам социальных и гигиенических усло­виях. С точки зрения воспитания эти дети растут в ситуации рис­ка, обусловленной уже изначально фактом их рождения в небла­гополучной семье.

Широко распространена группировка семей по признаку нали­чия обоих супругов: полная и неполная семья. Такая группировка дает большие возможности для анализа результатов воспитатель­ной деятельности семьи в зависимости от участия в этом процес­се только одного или обоих родителей. По данным микроперепи­си 1994 г., в России в каждой пятой семье с несовершеннолетни­ми детьми отсутствует один родитель. Число неполных семей со­ставляет 5,2 млн, причем 98 % их составляют семьи материнские (мать плюс ребенок).

Образованию неполных семей в первую очередь способствуют разводы: на 100 зарегистрированных браков в России приходится 59 разводов. Другая причина возникновения неполных семей — чрез­вычайно высокая смертность мужчин трудоспособного возраста, большей частью по неестественным причинам (отравление, про­изводственные травмы, военные действия и т.д.). Статистика се­годня такова: лишь около 56 % мужчин в стране доживает до 60 лет.

Неполная семья в этом случае представляет собой группу «мать (вдова) плюс ребенок (частично сирота)». Психологи на основа­нии многочисленных наблюдений утверждают, что существует ка­чественное различие в воспитании детей в неполной семье в за­висимости от ее генезиса (причины образования). Так, дети, по­терявшие одного из родителей в результате его смерти, демонст­рируют гораздо меньше негативных проявлений в развитии, чем дети разведенных родителей. У последних превалирует фактор низ­кой самооценки («меня бросили, значит, я недостоин любви»), практически отсутствующий у детей первой группы. В неполной семье с матерью-вдовой значительно слабее выражается извеч­ный конфликт поколений «родители—дети», как правило, отсут­ствует характерная для семьи развода агрессия ребенка, направ­ленная на одного или обоих родителей.

Еще один путь образования неполных семей — рождение детей вне брака. Число таких детей неуклонно возрастает. В 1996 г. в Рос­сии родилось в незарегистрированном браке 22,77 % общего числа родившихся; в 1997 г. этот показатель достиг 24,99 %, а в 1998 г. — уже 26,44%.

Поскольку неполные семьи имеют столь массовое распростра­нение в обществе, остановимся подробнее на воспитательных особенностях этой семейной группы. При этом, говоря об отличиях воспитания в неполной семье, будем иметь в виду в качестве ба­зовой для сравнения полную семью.

Положение неполной семьи характеризуется в целом более низ­ким материальным достатком. В среднем по регионам России 60,9 % от всех неполных семей составляют «бедные», т. е. такие, в кото­рых доход на одного члена ниже стоимости потребительской кор­зины.

Медики отмечают существенные различия в образе жизни не­полной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют­ся основными факторами риска здоровья: статистически значи­мой частотой наличия в неполной семье вредных привычек (куре­ние, употребление алкоголя), социально-бытовой и жизненной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, са­молечением и т. п.

Наблюдаются также ощутимые различия в психологическом здо­ровье детей из полных и неполных семей. Проведенное нами в школах Подмосковья социологическое исследование показало, что дети в неполных семьях значительно реже детей из полных семей хотели бы быть похожими на отца: его уход из семьи ведет к от­чуждению ребенка, к формированию негативного, порой даже враждебного отношения к покинувшему семью родителю. Осо­бенно драматичными представляются ответы школьников из не­полных семей, категорически не желающих быть похожими ни на одного из родителей (39 %). Для этих детей вполне подходит социо­логический термин, определяющий их статус и душевное состоя­ние: «социальное одиночество».

Одним из показателей эффективности семейного воспитания является то, как часто дети обращаются к родителям за советом, помощью. На основании этого показателя составляется представ­ление об авторитете родителей в глазах детей. В неполных семьях по сравнению с полными значительно сокращается частота выбо­ра детьми отца в качестве советчика по жизненно важным вопро­сам: разведенный отец территориально и личностно далек от ре­бенка.

Дети в неполной семье имеют заниженные познавательные ус­тановки, более низкую, чем в полной семье, школьную успевае­мость и слабо выраженные стремления к достижениям. Из этого следует более низкий уровень получаемого образования, последу­ющая занятость в малоквалифицированном труде, а значит, низ­кий материальный достаток.

Дети из неполных семей демонстрируют высокий уровень тре­вожности, не свойственный для несовершеннолетних, имеющих обоих родителей. Их постоянно сопровождает страх потерять един­ственного оставшегося с ними родителя — опекуна и кормильца. Учитывая преимущественно материнскую модель неполной се­мьи (мать плюс ребенок), проследим, как проявляются в ней осо­бенности воспитания детей разного пола. Отсутствие отца в семье лишает мальчика мужского образца для подражания, усложняет его самоидентификацию. С переходом ребенка в отроческий воз­раст проблема поиска мужского эталона поведения обостряется. Мальчик ищет достойный образец вне семьи: из числа либо своих сверстников, либо посторонних взрослых мужчин. Известно, что авторитеты среди ровесников выбираются по принципу либо боль­шей физической силы (стремление уйти под его защиту), либо большей развязности, асоциальное™ (источник новой ненорма­тивной информации). Что касается чужого взрослого мужчины, то интерес с его стороны к ребенку нередко носит негативный характер: мальчик становится объектом использования в каких-либо неблаговидных целях (корыстных, сексуальных и т. п.). По­нимая потребность мальчика в мужском эталоне идентификации, одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли на более суровую, автори­тарную. Однако такая стратегия отношений с сыном приводит к дополнительным нежелательным результатам: женщина не в со­стоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости и требо­вательности. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери. Эмоциональное состояние мальчиков в неполной семье более проблемное, чем у девочек; оно связано с ощущением лич­ностной изоляции. Мальчики в неполной семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети в полных семьях.

Для девочки отсутствие в семье отца также чревато серьезны­ми последствиями, так как в ее сознании не создается реалисти­ческого представления о мужчинах. Интерес девочки к противо­положному полу деформируется. Особенно это заметно с перехо­дом в отроческий возраст: либо девочка демонстрирует полное неприятие мужского общества, либо ее поведение приобретает излишне сексуализированные формы. Такие поведенческие деви­ации девочки объясняются недостатком навыков общения с пред­ставителями противоположного пола.

Издержки воспитания детей в неполной семье негативным об­разом сказываются на результатах социализации. Это подтвержда­ет статистика, согласно которой 37 % от общего числа стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений не­совершеннолетних воспитываются в неполной семье. По другим источникам, до 40 % детей, помещенных в центры временной изо­ляции несовершеннолетних правонарушителей, имеют только од­ного родителя.

Неполная семья может стать отправной точкой для создания полноценной семейной группы в результате повторного брака. По­вторный брак родителя обычно приводит к серьезному эмоцио­нальному стрессу ребенка, который протекает весьма болезненно. Происходит вторичное после развода родителей изменение се­мейных ролей. Тогда в результате развода один из родителей по­кинул семью, и это потребовало длительной адаптации ребенка к новым жизненным условиям. Теперь в результате повторного бра­ка родителя в семье появился чужой взрослый на правах отчима (мачехи). Такое изменение жизненной ситуации часто вызывает негативные поведенческие проявления у детей: ревность, игно­рирование, грубость, повышенную тревожность. Дети испытыва­ют беспокойство, что отец или мать перестанет любить их, пере­ключит свое внимание на нового члена семьи. Особенно тяжело происходит приспособление новых мужей (жен) в семьях с деть­ми-подростками от первого брака. Известны свойственная подро­сткам категоричность, бескомпромиссность суждений, что не спо­собствует налаживанию отношений с новыми взрослыми в семье.

Очень осложняет психологический климат во вновь создавае­мой семье необходимость совместного проживания детей от раз­ных родителей. Часто в этом случае возникают острая конкурен­ция между детьми, обида и озлобленность на своего родителя, уделяющего внимание чужому ребенку. Отчимы и мачехи обычно стремятся проявлять равную любовь к родным и неродным детям. Но и те и другие замечают только знаки внимания к противопо­ложной стороне, что сильно обостряет внутрисемейные отноше­ния.

Дополнительным травмирующим фактором для детей от пер­вого брака становится рождение у супругов совместного ребенка в новой семье. Это естественное явление возбуждает в сводных де­тях скрытую ревность, отчуждение, способствует снижению их самооценки, вызывает дополнительные трудности общения с ро­дителями и сверстниками. По данным зарубежных исследований, 20 % детей с низкой самооценкой воспитываются в семьях, где родители вступили в брак повторно.

Повторный брак родителей является одним из распространен­ных факторов отклоняющегося поведения у детей подросткового возраста. Исследователи многократно отмечали повышенную склон­ность детей из неполных и повторных семей к таким вредным привычкам, как курение, алкоголь, наркотики.

Следующее основание типологизации семей — социальная од­нородность супругов; по этому показателю различают гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи. Социальная од­нородность может проявляться через разные демографические ха­рактеристики: профессию, место жительства, возраст, образование, национальную принадлежность, религию и т. д. Наиболее су­щественное влияние на воспитание детей оказывают такие харак­теристики супругов, как национальность и религия. Прежде всего следует иметь в виду, что неоднородность брачных партнеров по этим признакам обусловлена различиями субкультур их родитель­ских семей, в которых они родились и выросли. Образ жизни ро­дительской семьи существенно влияет на формирование семей­ной идеологии человека в собственной семье. В ситуациях супру­жеских конфликтов часто возникают сюжеты использования од­ним из супругов национальной или религиозной принадлежности другого супруга в спекулятивных целях. Выраженные вербально и в присутствии детей, эти аргументы могут глубоко травмировать ребенка — носителя обеих субкультур и одинаково любящего отца и мать. Семейные коллизии с использованием в негативных целях элементов религиозной или национальной неоднородности не­сомненно относятся к запрещенным приемам в воспитательной практике родителей.

Еще одна типология семей — по занятости членов семьи: полно­стью — частично занятая — семья безработных. Безработица роди­телей как фактор воспитания детей оказывает негативное влия­ние в двух качественно различающихся планах. С одной стороны, безработные родители не в состоянии объективно предоставить детям необходимую материальную базу для полноценного разви­тия. Такая семья живет за гранью бедности, ограничивая свои по­требности лишь биологическим выживанием. С другой стороны, безработные родители имеют мало шансов для утверждения свое­го авторитета перед детьми. Как правило, дети считают таких ро­дителей неудачниками, не способными преуспевать в новых со­циальных условиях, найти свою социальную нишу. В 1998 г. в Рос­сии была зарегистрирована 901 тыс. безработных, имеющих на иж­дивении несовершеннолетних детей. Таким образом, можно гово­рить о большой категории семей, воспитательный потенциал ко­торых нарушен в связи с экономическими трудностями.

Несколько более оптимистично можно оценить положение се­мей с частично занятыми родителями. Частичная занятость пред­полагает либо не полный рабочий день (и соответственно сокра­щенную оплату), либо случайные заработки, либо занятость од­ного супруга при незанятости другого. При этом в настоящее вре­мя в стране существует тенденция незанятости одного из супру­гов, которая не носит добровольного характера, а является вы­нужденной. Особенно часто такая ситуация наблюдается с жен­ской незанятостью: в связи с вытеснением женщин из сферы об­щественного труда они пополняют отряд женщин экономически активного возраста, занятых домашним хозяйством. С точки зре­ния воспитания детей пребывание женщины-матери дома не следует оценивать однозначно. С одной стороны, у матери появляется дополнительные возможности участия в воспитании ребенка. С другой стороны, эмпирически доказано, что мать-домохозяйка часто пользуется меньшим авторитетом в глазах детей, так как они не считают ее достаточно компетентной во внедомашних жизненных вопросах.

Наконец, при полной занятости обоих супругов в семье также возникают воспитательные проблемы, которые рассматривались выше при анализе нуклеарной семьи.

Существует еще одна типология семей, связанная с отноше­нием родителей к труду. Основанием этой типологии служит сте­пень включенности родителей в профессиональную деятельность. Вы­деляются два типа такого отношения: каждый из супругов ориен­тирован на профессиональную карьеру (двухкарьерная семья) или в семье делается ставка на карьерные достижения одного из суп­ругов (монокарьерная). Чаще всего в российской семье реализуется монокарьерный тип, при котором предпочтение традиционно отдается карьерным достижениям мужа-отца. Соответственно та­кой тип семьи воспроизводит преимущественное участие матери в воспитании детей. Участие отца в воспитании сведено здесь к минимуму: он глава семьи, зарабатывает деньги, принимает уча­стие в решении важных вопросов семейной жизни. Следует отме­тить, что в последние годы супруги стали решать проблемы выбо­ра ведущей карьеры в семье более гибко. Теперь зачастую можно встретить семьи, где первостепенной признается карьера жены (обычно в случае ее более высокого материального преуспевания). Тогда второстепенная родительская роль — ведения домашнего хозяйства и воспитания детей — становится прерогативой отца-мужа.

Двухкарьерный тип семьи воспроизводится в семьях, постро­енных по принципу демократических отношений, где каждый суп­руг осознает себя личностью и занят самореализацией. Воспита­ние детей в таких семьях может осуществляться успешно при ус­ловии помощи со стороны старших, родителей.

Широко применяется типология, характеризующая семью по уровню социального благополучия: благополучная и проблемная. С про­блемной семьей все ясно: это семья, не выполняющая своих ос­новополагающих социальных функций (в том числе и по воспита­нию детей). Что касается благополучных семей, то необходимо иметь в виду, что в силу известной закрытости, автономности жизнедеятельности семьи имеющиеся в ней признаки неблагопо­лучия далеко не всегда становятся достоянием гласности. Иногда лишь после каких-либо явных негативных проявлений, выходя­щих за рамки дома, становится известным истинный характер отношений в семье. Покажем наиболее типичные модели современной семьи с по­зиций доминированного психологического климата (А. С. Спиваковская, 1986).

Внешне спокойная семья. В такой семье супруги испытывают друг к другу только чувство долга, окрашенного скукой и неудовлетво­ренностью. В семье царит атмосфера мрачной подавленности, бе­зысходности, каждый из взрослых занят сугубо своими проблема­ми и тайным ожиданием разрыва отношений при благоприятном сочетании обстоятельств (новый роман или достижение детьми со­вершеннолетия). В такой семье ребенок также живет в ситуации напряженности, с чувством опасности и тревоги. Эта постоянная нагрузка на нервную систему ребенка сказывается на его успехах в школе, проявляется в неадекватных поведенческих реакциях.

Вулканическая семья. В такой семье супруги постоянно выясня­ют отношения, расходятся, сходятся, скандалят, ненавидят друг друга, с тем чтобы вскоре снова жить в мире и согласии. В поляр­ные переживания родителей втягиваются дети. Диалектику взрос­лых отношений им постичь не дано. Возникают эмоциональные перегрузки, постоянный страх перед крушением семьи. Наруше­ние стабильности детского мира рождает невротические реакции, отклонения в развитии ребенка.

Псевдосемья. В этой семье происходит переадресовка ролей вос­питания. Авторитарная, часто достаточно молодая бабушка вы­полняет роль матери. Вся стратегия воспитания ребенка, его эмо­циональные связи узурпированы одним лицом — бабушкой. Мать в этой семье берет на себя скорее роль отца, проявляя излишнюю требовательность и принципиальность. Отец, оказавшись в роли «третьего лишнего», не принимает участия в жизни семьи или уходит из нее. Подобное одностороннее женское влияние искажа­ет нормальный ход эмоционального развития ребенка. Учитель должен быть очень внимателен, когда на родительские собрания вместо отца или матери приходят дедушка или бабушка.

Семья-крепость. Такая семья живет очень обособленно, уверен­ная в агрессивности и жестокости окружающего мира. Людей, «вы­ходящих» на эту семью (друзей детей, соседей), расценивают как потенциальных носителей зла. Ребенку внушается вредность дру­жеских связей, его чувства блокируются, активность подавляется. Такая семейная атмосфера отрицательно сказывается на развитии ребенка. Дети становятся неуверенными в себе, безынициативны­ми, целиком зависящими от более сильного лица. Иногда, наобо­рот, они становятся упрямцами, негативистами, проявляют пол­ную несговорчивость, конфликтность поведения.

Чрезвычайно важным фактором для социализации ребенка яв­ляется характер преобладающих отношений к нему со стороны взрослых членов семьи. Существуют семьи полные, но с психологической атмосферой, крайне неблагоприятной для развития ре­бенка, для его психического здоровья. Достаточно распространен­ным типом малоперспективных взаимоотношений взрослого и ребенка являются отношения, в основе которых лежит заведомое отрицание права ребенка на собственное «я». Условно назовем их отношениями дискриминации.

При отношениях дискриминации воспитатель воспринимает ре­бенка как свою собственность, данность, которой он распоряжа­ется по собственному желанию и усмотрению. Этот тип отноше­ний предполагает полное, безропотное подчинение ребенка взрос­лому. Ребенок не должен сомневаться, ему отказано в праве быть самостоятельным, допускать ошибки, не позволяется иметь свое мнение, возражать, спорить. В его поведении культивируется без­думное послушание, следование заданному взрослыми образу.

Такие отношения в семье могут выражаться в разной форме -быть излишне требовательными или достаточно доброжелатель­ными, но воспитательная формула одна: «ребенок должен быть таким, каким я хочу его видеть». В излишне требовательном вос­питании преобладают критика ребенка, чрезмерная строгость с использованием наказаний, в том числе физических, отсутству­ют похвала, поощрения. При достаточной доброжелательности действия ребенка сопровождаются замечаниями, ироническими комментариями. Взрослые хотят добиться от детей успехов в лю­бом деле (учении, музыке, спорте) без учета их интересов и ре­альных возможностей. Мелочный контроль за каждым шагом вы­растает в систему запретов и неусыпного наблюдения за тем, что­бы ребенок не отходил от заданного идеала.

Отношения дискриминации предполагают полное пренебре­жение к желаниям, склонностям ребенка, невнимание к его внут­ренним проблемам. В таких условиях возникает незримая стена ду­ховного отчуждения. Ребенок может рассчитывать только на себя, у него нет надежды на участие, понимание и поддержку со сторо­ны взрослых. Несомненно, такие условия жизни вызывают пере­напряжение нервной системы и часто являются причиной психо­логических срывов. На неблагоприятную ситуацию одни дети от­вечают робостью, боязливостью, притуплением чувства достоин­ства; другие дают реакцию гнева, агрессии, жестокости. Дефор­мируется процесс естественной социализации ребенка, форми­рования целесообразного поведения в коллективе сверстников. Отсутствие возможности учиться на собственном опыте, разумно пользоваться свободой подавляет чувство ответственности, дол­га, самодисциплины.

Дискриминационный тип отношений с детьми абсолютно не­приемлем. Родителям с властными характерами необходимо про­вести ревизию своего поведения, взять под контроль излишнюю реактивность, резкость, нетерпимость, проявить самокритич­ность.

Отметим еще один вариант достаточно распространенных не­благоприятных отношений взрослого и ребенка, который можно определить как отношения вседозволенности. Такие отношения предполагают, что ребенок живет, как ему хочется, ведет себя, как ему заблагорассудится.

В отношениях вседозволенности выделяются две модели.

Первая — потворствующая гиперпротекция, воспитание по типу «семья с кумиром», «оранжерейное» воспитание.

Единственный, болезненный, последний или поздний ребе­нок растет в атмосфере безудержного обожания. Воспитатели пре­дупреждают каждое его желание. Во имя ребенка совершаются чудеса жертвенности и самоотречения.

Отношения вседозволенности предполагают выполнение за ре­бенка всего того, что он мог бы и должен был бы выполнить самостоятельно. Мотив взрослых — оградить дитя от любых труд­ностей.

Воспитание, в основе которого лежат отношения такого рода, культивирует эгоцентрическое стремление ребенка всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные восхищения своей особой взоры, слышать хвалебные разговоры о себе, принимать подношения как знаки признания неординарности своей лично­сти. Дети, находящиеся в таких условиях, при поступлении в школу не имеют необходимых навыков самообслуживания, плохо адап­тируются в коллективе. Претендуя на командные роли, они вмес­те с тем плохо устанавливают товарищеские отношения, у них притуплено чувство товарищеской солидарности, умение считаться с интересами других. Малейшие неудачи порождают демонстративность, унижение одноклассников, негативные оценки их. Ре­бенок считает себя несправедливо непризнанным, обвиняет всех в жестокости. Невозможность реализовать желаемое, ощущение себя неодобряемым, непринятым приводят к появлению тревож­ности, разнообразных невротических расстройств.

Другой вариант отношений вседозволенности — это воспита­ние при полной безнадзорности, при недостаточных контроле и заботе. В семьях, где родители находятся в конфликтных отноше­ниях или злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, ребенок растет без внимания и участия взрослых. Отноше­ния отличаются крайним формализмом, иногда ограничиваются лишь материальной заботой (или и таковая отсутствует). Ребенок чувствует, что старшим он не нужен, им не до него. Скрытая ги­перопека нередко сочетается с эмоциональным отвержением, воспитанием по типу «золушки». В результате дети бегут от раздра­жения или неприкрытой злобы взрослых на улицу. Обездоленные ребята объединяются в группы, в которых они себя чувствуют легко и свободно. Бесцельное времяпрепровождение порождает беспечность, безответственность, асоциальное поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: