Глава 3 основные направления взаимодействия школы и семьи в коррекционной работе

Коррекция недостатков развития детей предполагает объеди­нение усилий школы и семьи. Вырабатывая общую стратегию дей­ствий применительно к конкретным детям, родители и учителя, доверительно относясь друг к другу, стараются скорректировать прежде всего условия воспитания, что является главной предпо­сылкой восстановления утраченной гармонии развития ребенка.

Учителя и родители — партнеры в воспитании учащихся. В своем союзе они руководствуются общей программой развития детей, опи­раясь при этом на сильные стороны семейного и школьного воспи­тания. Отношения партнерства, и это мы подчеркиваем, предпола­гают равенство сторон, взаимные доброжелательность и уважение.

Напомним, что воспитательная сторона этой программы пред­усматривает: формирование полноценной мотивации учения, и основе которой лежит интерес к знаниям, к познавательной деятельности; обогащение кругозора детей и развитие их речи; развитие общедеятельностных умений (произвольности, самоконтроля, внутреннего плана действий); формирование социально нравственных качеств (умения работать в коллективе, брать на себя ответственность лидера и подчиняться в условиях товарищеского сотрудничества, быть доброжелательным, заботливым, надежным, уметь радоваться и сопереживать и т.д.). В семенном воспитании должны решаться эти же общепедагогические зада­чи, но средства их решения будут специфическими.

Одной из важнейших забот семьи, когда ребенок пошел в шко­лу, должна стать забота о его комфортном самочувствии в новом статусе ученика. Ребенок должен знать, что со стороны родителей он всегда найдет помощь и поддержку, что родители уверены в его возможностях, что они вместе с ним переживают его школь­ные проблемы, радуются его успехам и удачам, сочувствуют его неудачам, рассматривая их как временное явление. Недопустимо порицание ребенка за школьные неуспехи в агрессивных оценках: «Ты всегда так плохо делаешь», «Вот твой друг всегда выполняет работу лучше», «Будешь так учиться, станешь дворником» и т.д. Такие оценки вызывают подавленное состояние, а затем порож­дают стойкое негативное отношению к учебной деятельности. Даже если пока нет явных успехов в учении, хвалить надо за то, что старался, пытался, за самостоятельные усилия.

Важной заботой семьи, как и школы, должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, способнос­тей ребенка. Природный дар есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в коррекции недостатков развития детей группы риска.

Способности, как известно, проявляются в деятельности. По­этому ребенку необходимо предоставить возможно более широкий выбор видов деятельности (конструирование, шитье, выжигание, рисование, пение и т.д.). Дети группы риска особенно нуждаются в содержательной жизни. Важно, чтобы свободное время было за­полнено интересными для каждого из них делами, так как многие патологические формы поведения являются результатом скуки.

Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расши­рять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В коррекционных классах большое внимание уделяется приобщению ребенка к чтению, вос­питанию у него любви к книге. Необходимо, чтобы усилия школы поддерживались в семье. К сожалению, сложилась порочная прак­тика: как только ребенок поступает в школу, некоторые родители перестают ему читать книги, рассуждая при этом: «Ребенок дол­жен читать сам, повышать технику чтения!» Это большая ошибка. Потребность читать возникает из потребности удовлетворить по­знавательный интерес, но низкая техника чтения ребенка на пер­вых порах этой задаче никак не отвечает, познавательный инте­рес гаснет и потребность в чтении пропадает. Более того, совмест­ное чтение со взрослыми кроме удовлетворения чисто познава­тельного интереса имеет и нравственную сторону — это один из способов содержательного общения с ребенком, когда он чувствует внимание взрослых к нему, его интересам, когда возника­ет духовная близость. Родители должны продолжать читать своим детям до тех пор, пока у них существует такая потребность. Для совершенствования техники чтения ребенка можно предлагать ему прочесть небольшой диалог, повторно перечитать интерес­ный и смешной сюжет с постепенной передачей функции чтеца ребенку.

Желательно, чтобы совместное чтение, как и просмотр кино­фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим об­суждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителя­ми должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи и мышления. При этом важно не допускать пороч­ной практики, когда родители назидательным тоном задают воп­росы, а дети односложно отвечают. Официальный тон в общении родителей с ребенком противоестествен.

Расширению кругозора ребенка, эстетическому развитию дол­жно служить приобщение его к культурным ценностям. Посеще­ние театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памят­ными местами, походы должны заполнять досуг семьи. Задача ро­дителей — расширять «пространство обитания» ребенка. При этом нужно помнить и то, что в жизни человека очень короток период (приблизительно до 11 —13 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми.

При совместном времяпрепровождении ребенок должен полу­чить радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление положительных эмоций от постижения новых знаний, впечатлений, формирова­ние познавательных мотивов. Цена экскурсии будет нулевая и даже отрицательная, если родители относятся к ней с настроением чуть ли не приносимой жертвы, раздражительны и нетерпимы, гасят приподнятое настроение ребенка бесконечными дисциплинарными замечаниями, критикой внешнего вида и поведения.

В семейной жизни ребенка складывается и его эстетическая оценка природы, быта, человеческого труда. Такие виды домаш­ней творческой деятельности детей, как рисование, пение, руч­ной труд, способствуя проявлению и одновременно формирова­нию художественных способностей, стабилизируют вместе с тем эмоциональное самочувствие ребенка, снимают возбудимость, раздражительность. Успехи в любом из видов деятельности помо­гают ребенку самоутвердиться, повысить самооценку, что чрез­вычайно важно для детей группы риска.

Наиболее естественно происходит в семье и приобщение ре­бенка к труду. В труде воспитываются терпение, спокойствие, устойчивость внимания, постигаются важнейшие социальные пра­вила. Правильно, когда каждый член семьи имеет свою долю тру­да и отдыха. Школьники, которые избавлены от самообслужива­ния, от трудовых дел в семье, обнаруживают в любой деятельно­сти низкие трудовые навыки. Ребенок обязательно должен иметь дома свое, нужное для всех дело, пусть маленькое, но то, за кото­рое только он отвечает. Его необходимо приучить содержать в по­рядке свой уголок в квартире, свои вещи, игрушки. Воспитанное в быту чувство ответственности проецируется на отношение к любой деятельности.

Особенно желательно, чтобы родители именно учили детей тру­диться: привлекали в качестве помощников к делам, которые де­лают сами, показывали, объясняли, доверяли ребенку отдельные операции, действия. Хорошо, когда обсуждается план работы, оп­ределяются необходимые средства труда, оценивается получен­ный результат. В ежедневном, необходимом и посильном труде естественно, непринужденно формируются у детей столь необхо­димые в учении и жизни общедеятельностные умения: планиро­вание, готовность к преодолению трудностей, самоконтроль, до­ведение начатой работы до требуемого результата.

Выше уже говорилось об ответственности семьи за физическое воспитание ребенка. Семья должна заботиться о двигательной ак­тивности ребенка. Малоподвижные дети имеют риск отклонения физического и психического здоровья. Закаливание, знакомство с различными видами спорта — забота семьи.

Следует заметить, что в младшем возрасте дети часто меняют кружки, виды спорта. Это естественно: ребенок ищет себя, утвер­ждается в том виде, где у него больше способностей. Системати­ческие занятия спортом, физкультурой развивают ловкость, сно­ровку, делают ребенка подвижным, увеличивают работоспособ­ность, помогают бодрому, радостному настроению. Большое зна­чение имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональный режим укрепляет нервную систему. Ребенок должен иметь опреде­ленное время для игр, домашнего труда, прогулок, выполнения учебных заданий, когда они задаются на дом. Должен строго со­блюдаться режим сна. Иногда родители заставляют ребенка из­лишне много заниматься учебными делами, музыкой, рисовани­ем и т. д. Потеря чувства меры приносит в этом отклонении ог­ромный вред психическому и физическому здоровью ребенка.

Особое внимание следует обратить на детские игры дома. Есть родители, которые считают игру ребенка бездельем, пустой заба­вой, позволяют себе бесцеремонно вмешиваться в игру, преры­вать ее, корить ребенка за то, что он «уже большой, а все еще играет». Необходимо изменить такой взгляд на значение игры в жизни детей.

Многие из детей группы риска психологически еще не пере­росли игру, и именно игра может и должна помочь им приобре­сти те качества, развить те функции, которые необходимы для учения. Другое дело, что родители должны специально подумать о том, чтобы обогатить содержание игр ребенка и по совету учителя пополнить уже имеющийся набор игр теми, которые на данном этапе развития ребенка с учетом его конкретных недостатков бу­дут особенно полезными.

В работе с семьей учитель ставит своими задачами педагогиче­ское просвещение родителей, повышение их педагогической куль­туры, а главное — он целенаправленно стремится вызвать у роди­телей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интере­сов ребенка нормализации отношений в семье, если там видно неблагополучие.

Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку учитель, безусловно, делает на индивидуальную работу с родителями. Но вместе с тем нельзя упускать и тех воз­можностей, которые заключаются в различных формах фронталь­ной работы с ними.

Одна из таких форм — родительские собрания. На родитель­ских собраниях возможны объявленные заранее и подготовлен­ные сообщения учителей. Тематика сообщений должна склады­ваться с учетом пожеланий родителей, отвечать их проблемам. Темами сообщений могут, например, быть такие: «Роль семейных отношений в формировании личности ребенка», «Критические периоды в развитии детей», «Значение игры в развитии детей», «Вредные привычки детей и способы их предупреждения и преодо­ления», «Как помогать детям учиться», «Искусство хвалить», «Как избегать конфликтов в семье», «Досуг семьи» и др. Сообщение учи­теля должно быть научным по содержанию, но простым и доступ­ным по изложению. Следует обратить специальное внимание на недопустимость обсуждения на родительских собраниях успевае­мости отдельных детей, их поведения, публичного называния тех или иных имен в качестве положительных или отрицательных примеров. Учитель, безусловно, к такого рода сообщениям дол­жен тщательно готовиться, но главное — он должен продумать те приемы, которые позволят ему вовлечь в обсуждение понятных проблем самих родителей, вызвать обмен мнениями, дискуссию.

Другим видом фронтальной работы с родителями может стаи, анализ трудных воспитательных ситуаций. Учитель заранее подбирает из литературы или из жизни ряд таких ситуации и просит родителей дать комментарий, высказать свое мнение, предложить свой выход положения. Работа будет особенно продуктивной, если при подготовке к обсуждению ситуаций предложить родителям работать группой. Все родители класса делятся на три-четыре (в зависимости от количества присутствующих) группы, и каждой предлагается своя ситуация. После обсуждения предста­витель группы рассказывает собранию, как шло обсуждение, ка­кой путь разрешения ситуации признан наиболее приемлемым. Метод группового обсуждения родителями воспитательных ситу­аций кроме своего непосредственного назначения — стимуляции их педагогического творчества — имеет еще и дополнительный эффект. Он позволяет родителям лучше узнать друг друга, усили­вает чувство сопричастности к воспитательным заботам школы.

В работе с родителями могут практиковаться и конференции. Темой конференции могут стать книга, посвященная проблемам семейной жизни или воспитания детей, глава из такой книги. Интересно может быть построена конференция по таким кни­гам: А. О. Пинт «Это вам, родители» (М., 1971); А. И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» (М., 1986); А. С. Спиваковская «Как быть родителями» (М., 1986); А. С. Спиваковская «Профилактика детских неврозов» (М., 1988); Б. И. Ко­чубей, Е. В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника» (М., 1988); С. Г. Шуман «Родительские тревоги» (М., 1989) и др. Как правило, охотно откликаются родители и на просьбу учи­теля принять участие в подготовке и проведении школьных празд­ников, посвященных знаменательным датам календаря, встрече времен года, радостным событиям в жизни класса. Совместная подготовка праздников способствует лучшему взаимному узнава­нию учителя и родителей и пониманию друг друга, объединению усилий их в интересах детей.

В заключение считаем важным подчеркнуть непреложную ис­тину: в своей воспитательной работе с семьей учитель лишь в том случае достигнет поставленных целей, если его собственное отно­шение к детям будет для родителей тем образцом, к которому им захочется приблизиться. Любое совместное с детьми и родителя­ми дело учитель должен использовать для того, чтобы показать взрослым, как строить общение с ребенком, учитывая его инди­видуальность, соотнося свои требования с его реальными воз­можностями, опираясь на сильные стороны развития; как регули­ровать взаимодействие детей в естественно складывающихся груп­пах, считаясь с уже возникшими привязанностями и предпочте­ниями, учитывая и поддерживая организаторские способности лидеров, поднимая престиж отвергаемых детей; как разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей, не задевая их достоин­ства; как, наконец, ненавязчиво моделировать, строить взаимо­отношения детей, с тем чтобы каждый научился соотносить свои действия с другими, прошел хорошую школу товарищества и вза­имопомощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: