Модели поведения педагога в общении

Различнык стили коммуникативного воздействия порождают несколько моделей поведения педагога в общении на занятии.

1. Модель диктаторская "Монблан"

Педагог отстранен от обучаемых, находясь в царстве своих знаний. Обучаемые - безликая масса слушателей. Нет личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информативному сообщению, следовательно, отсутствуют психологические контакты и наблюдается пассивность учеников.

2. Модель неконтактная "Китайская стена"

Между педагогом м учеником существует слабая обратная связь, т.к. существует барьер в общении. Он порождает отсутствие желания к сотрудничеству, информативный характер знаний, а не диалоговый. Все это приводит к слабому взаимодействию с учениками и их равнодушное отношение к педагогу.

3. Модель дифференцированного внимания "Локатор"

Характерно избирательное отношение с учениками, концентрация внимания или на сильных, талантливых учениках, или на слабых. Причина: неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом. В результате нарушается целостность взаимодействия в системе педагог-коллектив.

4. Гиперрефлексивная модель "Тетерев"

Педагог замкнут на себе, он слышит только себя и не реагирует на слушателей. Он поглощен своими идеями и эмоционально слеп к окружающим. Стороны общения иолированны друг от друга. Как следствие, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

5. Гиперрефлексивная модель "Гамлет"

Педагог полностью озабочен тем, как он воспринимается лкоужающими. Межличностные отношения возводятся в абсолют. Постоянно сомневается в действии своих аргументов, подобен "обнаженному нерву". Таким образом, бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

6. Модель негибкого реагирования "Робот"

Взаимоотношения строятся по жесткой программе, где четко выдержаны цели и задачи занятия, отработаны методические приемы, отрепетированы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Не учитываются возрастные и этнические особенности детей и их психологического состояния. Как следствие, мы получаем низкий эффект педагогического воздействия.

7. Модель авторитарная "Я сам"

Учебный процесс фокусируется только на педагоге. От него исходят вопросы и ответы, отсутствует творческое взаимодействие с аудиторией. Односторонняя активность педагога подавляет инициативу обучаемых, снижается их познавательная и общественная активность, они ждут инструкции к действию. Как следствие, воспитываются безинициативные обучаемые, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

8. Модель активного взаимодействия "Союз"

Педагог постоянно находятся в диалоге с обучаемыми, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате, преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Проблемы учебного, орагизационного и этнического характера решаются своместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: