Можно ли отождествлять конкурентные преимущества с потенциальными возможностями:
а) можно;
б) нельзя;
в) частично;
г) иногда;
Чем, прежде всего, определяются конкурентные преимущества:
а) стратегией предприятия;
б) целями предприятия;
в) занимаемой долей рынка;
г) ресурсами предприятия;
К наследственным конкурентным преимуществам персонала относятся:
а) темперамент;
б) деловые качества;
в) интеллигентность;
г) общительность;
Конкурентное преимущество обеспечивается в результате:
а) ресурсов;
б) поисков ответов;
в) постоянных нововведений;
г) качественного управления;
Лекция 10.
Механизм формирования конкурентных преимуществ.
План.
1.Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах.
2Конкурентные преимущества, основанные на нормативно-правовых актах.
3.Конкурентные преимущества структурного характера.
4. Конкурентные преимущества, вызванные административными мерами.
5.Преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры
рынка, возникают в результате разной степени.
|
|
6.Технические (технологические) конкурентные преимущества.
7.Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информированностью.
8.Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах.
9.Конкурентные преимущества, основанные на демографических
факторах.
10.Конкурентные преимущества неправового характера.
Литература.
Основная:
1. Азоев Г.А., Челенков А.П. «Конкурентные преимущества фирмы», 2000.
2. Юдаков А.Ю. «Конкуренция: теория и практика», 2001.
Дополнительная:
3. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент.М.: ЮНИТИ, 2004.
4. Портер М. «Конкуренция», 2001
Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно представить в виде классификационной структуры (рис. 1.6).
Наиболее важный критерий классификации - базовое условие, определяющее характер источника конкурентного преимущества. К данной группе относятся 10 основных видов конкурентных преимуществ.
1. Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах, определяются:
1) лучшим общеэкономическим состоянием рынков, на которых действует предприятие, выражающимся в высокой среднеотраслевой норме
прибыли, небольших сроках окупаемости капитальных вложений, благо
приятной динамике цен, высоком уровне располагаемого дохода на душу
населения, отсутствии неплатежей, инфляционных процессов и пр.;
2) стимулирующей политикой правительства в области объемов инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок в анализируемой
товарной сфере;
3) объективными факторами, стимулирующими спрос: большая и растущая емкость рынка, невысокая чувствительность потребителей к изменению цен, слабая цикличность и сезонность спроса, отсутствие товаров заменителей и пр.;
|
|
4) эффектом масштаба, который проявляется в том, что предприятия,
имеющие большие объемы производства, могут рассчитывать на существенно более низкие удельные затраты, чем предприятия с единичным, мелко- и среднесерийным типами производства, что позволяет им успешно конкурировать по цене предложения;
Превосходство в уровне себестоимости может возникать и вследствие неравенства стартовых условий функционирования на рынке. В первую очередь это касается возможности широкого доступа к более дешевым и удобным сырьевым источникам, а такое технологического превосходства. Немаловажное значение имеют доступность заемного капитала при более низких процентных ставках и льготных условиях кредитования, сделанные ранее вложения в рекламу продукции и развитие сбытовой сети.
5) эффектом опыта, который выражается в большей эффективности труда
вследствие специализации по видам и методам работы, технологических
инноваций в производственных процессах, оптимальной загрузки оборудования, более полного использования ресурсов, внедрения новых концепций товаров. Согласно расчетам, издержки на единицу продукции под действием данных факторов уменьшаются на 20% при каждом удвоении объема выпускаемой продукции;
6) экономическим потенциалом предприятия;
7) возможностью изыскания и эффективного использования источников
финансирования. Этими источниками, помимо собственных средств,
являются:
· привлеченный капитал (возможность использовать долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, в том числе средства государственной поддержки);
• прочие источники финансирования, например, текущие (краткосрочные) пассивы, такие, как задолженность по оплате труда, по расчетам с бюджетом, по имущественному и личному страхованию.
2. Конкурентные преимущества, основанные на нормативно-правовых актах, существуют в силу законов, постановлений, особых привилегий и других решений органов власти и управления. В качестве примера к ним можно отнести:
• льготы или иные привилегии, предоставленные региону или отдельным предприятиям органами власти и управления (например, указы Президента, постановления правительства и местных органов власти, которые могут разрешить только одному предприятию производить, закупать или поставлять определенную продукцию; создание зон с особым экономическим режимом; направленные налоговые льготы);
• возможности беспрепятственного ввоза-вывоза товаров за пределы
административно-территориального образования (области, края);
• исключительные права на интеллектуальную собственность,
обеспечивающие монопольные позиции в течение определенного периода.
Преимущества нормативно-правового характера отличаются от других
тем, что могут быть относительно быстро и, главное, полностью устранены
отменой соответствующих законодательных актов.
3. Конкурентные преимущества структурного характера определяются главным образом: высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации в компании, что позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети. В рамках интегрированных структур создаются потенциальные возможности для
заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников групп (как горизонтальных, так и вертикальных), в том числе с органами государственной власти. При этом интеграция приобретает следующие формы: регрессивная интеграция, чтобы получить во владение или поставить под жесткий контроль поставщиков; прогрессивная интеграция с целью внедриться в систему распределения производимой продукции; горизонтальная интеграция в результате объединения или усиления взаимодействия фирм, выпускающих однородные товары.
|
|
Кроме того, к конкурентным преимуществам структурного характера относятся возможности быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, оттесняющей реальных и потенциальных конкурентов.
4. Конкурентные преимущества, вызванные административными мерами, связаны с наличием ограничений деятельности производителей (поставщиков), которые не всем удается преодолеть. К их числу относятся ограничения со стороны органов государственной и муниципальной власти в выдаче патентов и лицензий, квотирование, усложненный порядок регистрации предприятий, препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и служебных помещений и т.п.
5. Преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры
рынка, возникают в результате разной степени:
1) развития необходимых средств коммуникации (транспорта, связи). В условиях России инфраструктурные барьеры в транспортной сфере имеют особое значение, так как их наличие ведет к регионализации (локализации) единого товарного рынка и усилению неравномерности экономического развития отдельных регионов;
2) организованности и открытости рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий в регионах России;
3) развития дистрибуторской сети, в том числе розничной, оптовой, фьючерсной торговли; служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг;
4) развития межфирменной кооперации.
6. Технические (технологические) конкурентные преимущества определяются высоким уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли; специальными техническими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями сырья и материалов, используемых в производстве товаров; техническими параметрами продукции.
|
|
7. Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка. Отсутствие, недостаточность или недостоверность информации является серьезным препятствием для ведения конкурентной борьбы.
8. Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах, связаны с возможностью экономичного преодоления географических границ рынков (локальных, региональных, национальных, мировых), а также выгодным географическим расположением предприятия. Кроме того, географическим барьером входа на рынок для потенциальных конкурентов является невозможность (или затрудненность) перемещения товаров между территориями вследствие:
• недоступности транспортных средств для перемещения товаров;
• значительных дополнительных издержек на пересечение границ рынка;
• потери уровня качества и потребительских свойств товара в процессе
его транспортировки.
9. Конкурентные преимущества, основанные на демографических
факторах, формируются в результате демографических изменений в целевом сегменте рынка и их положительного влияния на объем и структуру спроса на предлагаемую продукцию, а увеличения численности
целевой группы населения, изменение его половозрастного состава,
миграции населения, а также изменения образовательного и
профессионального уровня.
10. Конкурентные преимущества неправового характера, достигаемые в
результате:
1) недобросовестной конкуренции;
2) недобросовестного выполнения представителями федеральных и местных органов власти своих обязанностей, бюрократизма, неоправданной
волокиты с рассмотрением дел, взяточничества, коррупции. Следует так
же иметь в виду наличие сложившихся неформальных отношений между
соответствующими органами государственной власти и крупными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке, что позволяет последним лоббировать свои интересы и добиваться решений, направленных против конкурентов;
3) криминальных действий: рэкета контрабандного ввоза и вывоза товаров, контроля рынков криминальными структурами.
Второй классификационный признак описывает инициатора, определяющего возникновение конкурентных преимуществ (факторы и субъекты). Этими факторами и субъектами являются: конъюнктура рынка, которая может без участия предприятия выдвинуть его на передовые рубежи в конкурентной борьбе; государственная политика в области регулирования конкуренции, и в частности такие ее направления, как внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная политика, политика в области инвестиций, контроль над заработной платой и ценами, защита прав собственности; деятельность конкурентов и непосредственно предприятия: технологические новации, организация производства и управления, маркетинговые стратегии (товарная политика, ценообразование, распределение продукции, стимулирование продаж, сервисное обслуживание), интеграция участников рынка, создание профессиональных, отраслевых или торговых ассоциаций и объединений др.
Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на ценовых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и т.д.
Вопросы для самоконтроля.
1.В результате чего достигаются конкурентные преимущества правового характера?
2.Назовите преимущества, формирующиеся в результате демографических изменений в целевом сегменте рынка?
3.Назовите конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах?