Тестовые задания

Можно ли отождествлять конкурентные преимущества с потенциальными возможностями:

а) можно;

б) нельзя;

в) частично;

г) иногда;

Чем, прежде всего, определяются конкурентные преимущества:

а) стратегией предприятия;

б) целями предприятия;

в) занимаемой долей рынка;

г) ресурсами предприятия;

К наследственным конкурентным преимуществам персонала относятся:

а) темперамент;

б) деловые качества;

в) интеллигентность;

г) общительность;

Конкурентное преимущество обеспечивается в результате:

а) ресурсов;

б) поисков ответов;

в) постоянных нововведений;

г) качественного управления;

Лекция 10.

Механизм формирования конкурентных преимуществ.

План.

1.Конкурентные преимущества, основанные на экономических фак­торах.

2Конкурентные преимущества, основанные на нормативно-правовых актах.

3.Конкурентные преимущества структурного характера.

4. Конкурентные преимущества, вызванные административными мерами.

5.Преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры
рынка, возникают в результате разной степени.

6.Технические (технологические) конкурентные преимущества.

7.Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информирован­ностью.

8.Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах.

9.Конкурентные преимущества, основанные на демографических
факторах.

10.Конкурентные преимущества неправового характера.

Литература.

Основная:

1. Азоев Г.А., Челенков А.П. «Конкурентные преимущества фирмы», 2000.

2. Юдаков А.Ю. «Конкуренция: теория и практика», 2001.

Дополнительная:

3. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент.М.: ЮНИТИ, 2004.

4. Портер М. «Конкуренция», 2001

Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, ко­торые можно представить в виде классификационной структуры (рис. 1.6).


Наиболее важный критерий классификации - базовое условие, опреде­ляющее характер источника конкурентного преимущества. К данной группе относятся 10 основных видов конкурентных преимуществ.

1. Конкурентные преимущества, основанные на экономических фак­торах, определяются:

1) лучшим общеэкономическим состоянием рынков, на которых действу­ет предприятие, выражающимся в высокой среднеотраслевой норме
прибыли, небольших сроках окупаемости капитальных вложений, благо­
приятной динамике цен, высоком уровне располагаемого дохода на душу
населения, отсутствии неплатежей, инфляционных процессов и пр.;

2) стимулирующей политикой правительства в области объемов инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок в анализируемой
товарной сфере;

3) объективными факторами, стимулирующими спрос: большая и растущая емкость рынка, невысокая чувствительность потребителей к изме­нению цен, слабая цикличность и сезонность спроса, отсутствие това­ров заменителей и пр.;

4) эффектом масштаба, который проявляется в том, что предприятия,
имеющие большие объемы производства, могут рассчитывать на существенно более низкие удельные затраты, чем предприятия с единичным, мелко- и среднесерийным типами производства, что позволяет им успеш­но конкурировать по цене предложения;

Превосходство в уровне себестоимости может возникать и вследствие нера­венства стартовых условий функционирования на рынке. В первую очередь это касается возможности широкого доступа к более дешевым и удобным сырьевым источникам, а такое технологического превосходства. Немаловажное значение имеют доступность заемного капитала при более низких процент­ных ставках и льготных условиях кредитования, сделанные ранее вложения в рекламу продукции и развитие сбытовой сети.

5) эффектом опыта, который выражается в большей эффективности труда
вследствие специализации по видам и методам работы, технологических
инноваций в производственных процессах, оптимальной загрузки оборудования, более полного использования ресурсов, внедрения новых кон­цепций товаров. Согласно расчетам, издержки на единицу продукции под действием данных факторов уменьшаются на 20% при каждом удво­ении объема выпускаемой продукции;

6) экономическим потенциалом предприятия;

7) возможностью изыскания и эффективного использования источников
финансирования.
Этими источниками, помимо собственных средств,
являются:

· привлеченный капитал (возможность использовать долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, в том числе средства государствен­ной поддержки);

• прочие источники финансирования, например, текущие (краткосрочные) пассивы, такие, как задолженность по оплате труда, по расчетам с бюджетом, по имущественному и личному страхованию.

2. Конкурентные преимущества, основанные на нормативно-правовых актах, существуют в силу законов, постановлений, особых привилегий и других решений органов власти и управления. В качестве примера к ним можно отнести:

льготы или иные привилегии, предоставленные региону или отдельным предприятиям органами власти и управления (например, указы Прези­дента, постановления правительства и местных органов власти, кото­рые могут разрешить только одному предприятию производить, закупать или поставлять определенную продукцию; создание зон с особым эконо­мическим режимом; направленные налоговые льготы);

возможности беспрепятственного ввоза-вывоза товаров за пределы
административно-территориального образования (области, края);

исключительные права на интеллектуальную собственность,

обеспечивающие монопольные позиции в течение определенного периода.

Преимущества нормативно-правового характера отличаются от других

тем, что могут быть относительно быстро и, главное, полностью устранены

отменой соответствующих законодательных актов.

3. Конкурентные преимущества структурного характера определяются главным образом: высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации в компании, что позволяет реализовать преимущества внут­рикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, иннова­ционным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети. В рамках интегрированных структур создаются потенциальные возможности для

заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников групп (как горизонтальных, так и вертикальных), в том числе с органами государственной власти. При этом интеграция приобретает следующие формы: регрессивная интеграция, чтобы получить во владение или поставить под жесткий контроль поставщиков; прогрессивная интеграция с целью внедриться в систему распределения производимой продукции; горизонтальная интеграция в результате объединения или усиления взаимодействия фирм, выпускающих однородные товары.

Кроме того, к конкурентным преимуществам структурного характера относятся возможности быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, оттесняющей реальных и потенциальных конкурентов.

4. Конкурентные преимущества, вызванные административными мерами, связаны с наличием ограничений деятельности производителей (по­ставщиков), которые не всем удается преодолеть. К их числу относятся огра­ничения со стороны органов государственной и муниципальной власти в вы­даче патентов и лицензий, квотирование, усложненный порядок регистрации предприятий, препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и служебных помещений и т.п.

5. Преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры
рынка, возникают в результате разной степени:

1) развития необходимых средств коммуникации (транспорта, связи). В условиях России инфраструктурные барьеры в транспортной сфере имеют особое значение, так как их наличие ведет к регионализации (локализа­ции) единого товарного рынка и усилению неравномерности экономи­ческого развития отдельных регионов;

2) организованности и открытости рынков труда, капитала, инвестицион­ных товаров и технологий в регионах России;

3) развития дистрибуторской сети, в том числе розничной, оптовой, фьючерсной торговли; служб по оказанию консалтинговых, информацион­ных, лизинговых и иного рода деловых услуг;

4) развития межфирменной кооперации.

6. Технические (технологические) конкурентные преимущества определяются высоким уровнем развития прикладной науки и техники в отрас­ли; специальными техническими характеристиками машин и оборудова­ния, технологическими особенностями сырья и материалов, используемых в производстве товаров; техническими параметрами продукции.

7. Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информирован­ностью, базируются на наличии обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка. Отсутствие, недостаточность или недостоверность информации яв­ляется серьезным препятствием для ведения конкурентной борьбы.

8. Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах, связаны с возможностью экономичного преодоления географичес­ких границ рынков (локальных, региональных, национальных, мировых), а также выгодным географическим расположением предприятия. Кроме того, географическим барьером входа на рынок для потенциальных конкурентов является невозможность (или затрудненность) перемещения товаров между территориями вследствие:

• недоступности транспортных средств для перемещения товаров;

• значительных дополнительных издержек на пересечение границ рынка;

• потери уровня качества и потребительских свойств товара в процессе
его транспортировки.

9. Конкурентные преимущества, основанные на демографических
факторах,
формируются в результате демографических изменений в целевом сегменте рынка и их положительного влияния на объем и структуру спроса на предлагаемую продукцию, а увеличения численности
целевой группы населения, изменение его половозрастного состава,
миграции населения, а также изменения образовательного и
профессионального уровня.

10. Конкурентные преимущества неправового характера, достигаемые в
результате:

1) недобросовестной конкуренции;

2) недобросовестного выполнения представителями федеральных и местных органов власти своих обязанностей, бюрократизма, неоправданной
волокиты с рассмотрением дел, взяточничества, коррупции.
Следует так­
же иметь в виду наличие сложившихся неформальных отношений между
соответствующими органами государственной власти и крупными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке, что позволяет последним лоббировать свои интересы и добиваться решений, направленных против конкурентов;

3) криминальных действий: рэкета контрабандного ввоза и вывоза това­ров, контроля рынков криминальными структурами.

Второй классификационный признак описывает инициатора, определя­ющего возникновение конкурентных преимуществ (факторы и субъекты). Эти­ми факторами и субъектами являются: конъюнктура рынка, которая может без участия предприятия выдвинуть его на передовые рубежи в конкурент­ной борьбе; государственная политика в области регулирования конкурен­ции, и в частности такие ее направления, как внешнеторговая, налоговая, де­нежно-кредитная политика, политика в области инвестиций, контроль над заработной платой и ценами, защита прав собственности; деятельность кон­курентов и непосредственно предприятия: технологические новации, орга­низация производства и управления, маркетинговые стратегии (товарная по­литика, ценообразование, распределение продукции, стимулирование продаж, сервисное обслуживание), интеграция участников рынка, создание профес­сиональных, отраслевых или торговых ассоциаций и объединений др.

Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основывать­ся на ценовых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочны­ми и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и ими­тируемыми и т.д.

Вопросы для самоконтроля.

1.В результате чего достигаются конкурентные преимущества правового характера?

2.Назовите преимущества, формирующиеся в результате демографических изменений в целевом сегменте рынка?

3.Назовите конкурентные преимущества, основанные на экономических фак­торах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: