Влияние потребителей продукции на конкурентные преимущества

Сила воздействия различных групп потребителей на процесс формирования конкурентных преимуществ значительна при наличии следующих условий:

1. Потребители приобретают большую часть продукции, производимой конкретным предприятием, и за счет этого оказывают давление на него под угрозой уменьшения объема закупок.

2. Приобретаемая продукция составляет значительную часть бюджета потребителя, что делает его более чувствительным к изменению цен, качества и других коммерческих характеристик товаров и услуг.

3. Высокая степень стандартизации продукции обусловливает ситуацию в которой существует большой выбор производителей одного и того же товара, а следовательно, отсутствуют существенные препятствия для переключения потребителя на другого производителя.

4. Потребители представляют собой низкорентабельные производства или состоят из физических лиц, имеющих небольшие доходы. Небольшая прибыль является причиной малых закупок.

5. Высокая степень вертикальной интеграции производства у потребителя. В ситуации, когда приобретаемый потребителем товар параллельно производится самим потребителем, последний имеет возможность оказывать давление на производителя под угрозой прекращения закупок и перехода на самообеспечение

6.Потребитель имеет обширную информацию о продукции, производимой в отрасли.

7.Высокая степень организации потребителей: наличие союзов потребителей, специальной прессы, законов о правах потребителей и т.п.

Влияние поставщиков продукции на конкурентные преимущества. Поставщики воздействуют на конкурентную борьбу главным образом с помощью двух средств – цены и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Условия, при которых влияние поставщиков на формирование конкурентных преимуществ существенно, порождены следующими обстоятельствами.

1.Небольшое количество поставщиков, которые могут определять политику поставок, выбирать наиболее выгодные предложения по поставкам, отказывать нежелательным клиентам.

2.Отрасль потребляет незначительную часть продукции, производимой поставщиками, поэтому изменение цен на данную продукцию несущественно сказывается на себестоимости и цене конечных изделий.

3.Поставляемая продукция играет важную роль в конечном изделии, выпускаемой потребителем. Это обстоятельство укрепляет зависимость потребителя от поставщика.

4.Отсутствие эффективных заменителей поставляемой продукции уменьшает возможность выбора и снижает уровень требований к характеристикам поставляемых изделий.

5. Высокий уровень дифференциации поставляемой продукции является следствием высокого уровня специализации поставщиков на выпуске конкретных изделий, что осложняет для потребителя поиск других поставщиков аналогичной продукции.

6.Низкий уровень вертикальной интеграции производства у потребителя, при котором потребитель не в состоянии производить на своих мощностях закупаемую продукцию и, следовательно, полностью зависит от поставок извне.

Влияние товаров-заменителей на конкурентные преимущества. Изделия, способные в той или иной степени заменить реализуемые товары, представляют собой важные факторы, влияющие на период действия конкурентных преимуществ. В отношении подобных товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательности: если цена на один из товаров возрастает, увеличивается спрос на другой, являющийся его заменителем. В результате происходит переориентация покупателя на производителей, предлагающих решение потребительских проблем более дешевым способом.

Кроме перечисленных факторов, представленных в модели М.Портера, существенное влияние на процесс формирования конкурентных преимуществ оказывает ряд важнейших элементов государственной политики.

1.Антимонопольная политика;

2.Финансовая политика стимулирования конкуренции;

3.Регулирование экспорта и импорта продукции на основе лицензирования и квотирования, изменения таможенной политики.

4.Участие государства в производстве и реализации продукции за счет поддержания определенных долей государственной собственности;

5.Государственная стандартизация продукции, технологий, условий безопасности и экологичности производства, охрана окружающей среды;

6.Регулирование добычи полезных ископаемых;

7.Патентно-лицензионная политика;

8.Социальная защита потребителей.

Вопросы для самоконтроля.

1.Назвать факторы существенное влияющие на процесс формирования конкурентных преимуществ?

2.При каких условиях сила воздействия различных групп потребителей на процесс формирования конкурентных преимуществ значительна?

3.Как влияют входные барьеры на конкурентные преимущества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: