Четырехдольный показатель концентрации

Измерение уровня интенсивности конкуренции на исследуемом рынке направлено на оценку степени противодействия конкурентов в борьбе за рыночную нишу. Для такой оценки в маркетинге обычно пользуются показателем, отражающем уровень концентрации производства в отрасли. Он позволяет оценить монополизацию рынка и является величиной, обратной интенсивности конкуренции. Для расчета используется так называемый четырехдольный показатель концентрации (CR – Concentration Ratio). CR представляет собой относительную долю четырех первых (наиболее крупных) компаний на рассматриваемом рынке. Существенным недостатком показателя концентрации является «нечувствительность» к различным вариантам долей между конкурентами.

Критическая пропорция долей двух независимых конкурентов.

При отсутствие фактических данных для расчетов оценки интенсивности конкуренции, учитывающая распределение рыночных долей, может быть осуществлена на основе качественной информации. Практика бизнеса свидетельствует, что существует некоторая критическая пропорция долей двух независимых конкурентов, когда стремление к изменению данной пропорции затухает. Обычно эту пропорцию определяют как 2: 1 и более. И, напротив, отсутствие резкой разницы значений рыночных долей существенно повышает активность предприятий в борьбе за конкурентные преимущества. Более слабые пытаются атаковать ближайших конкурентов, незначительно превосходящих их по степени доминирования на рынке. В свою очередь, более мощные стремятся утвердить свою позицию, что также требует определенных усилий и является причиной постоянных конфликтов даже по малозначительным поводам. Наибольшая конкурентная активность наблюдаются при примерном равенстве долей. В этом случае при равномощности конкурентов их стратегии часто идентичны, что является признаком неустойчивого, конфликтного состояния на рынке. Таким образом, при отсутствие явных лидеров и аутсайдеров, когда весь рынок рассматриваемого товара представлен конкурентами, владеющими равными долями рынка интенсивность конкуренции максимальна.

Совместно с оценкой емкости рынка, данными о рыночных долях и их факторным анализом, оценка интенсивности конкуренции формирует общий вывод о проблеме экономического роста на анализируемом рынке и сферах поиска причин и условий возникновения конкурентных преимуществ.

Вопросы для самоконтроля.

1.На основании чего может быть осуществлен расчет оценки интенсивности конкуренции?

2.Как определяется пропорция долей двух независимых конкурентов?

3.Что происходит при отсутствие явных лидеров и аутсайдеров?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: