Содержание работы

1. Повторите теоретический материал по вопросам;

а) В чем заключается основные свойства воли?

б) От чего зависит целеустремленность человека?

в) При каких условиях формируется сильная воля?

г) Какие вы знаете педагогические правила воспитания и самовоспитания воли?

2. Изучите преднамеренное запоминание и воспроизведение.

Посмотрите внимательно на рис. 4, на котором четка видна штриховка элементов.

Запомните штриховку (время 4 минуты). По памяти заштрихуйте рисунок-матрицу (рис. 5).

1) Какой вид запоминания и воспроизведения проявился в данном случае?

2) Каковы особенности этого вида запоминания и воспроизведения?

3) Проанализируйте материал и ход опыта с точки зрения волевой регуляции.

3. Исследуйте волевое усилие.

Сожмите динамометр правой или левой рукой. Полученный результат - показатель стрелки в кг - разделите пополам. Затем снова сожмите динамометр с такой силой, чтобы стрелка остановилась на половинном числе, и держите динамометр сколько сможете. Зафиксируйте время начала и окончания сжатия. Анализ полученных результатов: выясните направленность волевого усилия, способы самостимуляции волевого усилия (образ, слово), сравнивая волевое усилие при физическом действии с волевым усилием в акте умственной деятельности.

4. Исследуйте волевую регуляцию в мышлении.

Разделите "подкову" на 7 частей двумя взмахами ножниц или мысленно двумя линиями. В каждой части должно быть отверстие для гвоздя. После первого разреза можно двигать куски и накладывать их один на другой. Сгибать или складывать бумагу каким-либо способом не разрешается. После окончания опыта ответьте на вопрос: включено ли в мышление волевое усилие, на что оно направлено и в чем его сущность? (рис. 6).

На основании опытов 1, 2, 3, сделайте вывод о том, как в восприятии, внимании, памяти, мышлении, представлена воля. Как мы сами создаем и поддерживаем волевое усилие? Волевой ли вы человек?

ТЕСТ

Постарайтесь ответить на 15 вопросов с максимальной откровенностью. Если ваш ответ "да" - поставьте себе за ответ 2 очка, если "не знаю", "затрудняюсь", "иногда случается" - 1 очко, если "нет" - 0 очков. Сумма полученных данных даст представление о вашей воле.

1. В состоянии ли вы завершать работу, которая вам неинтересна?

2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда

нужно сделать что-то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе - в

состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию

объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли преодолевать кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано

накануне, если делать это необязательно?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным работникам?

14. Вас не заставит даже самая интересная телепередача отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли прервать ссору и замолчать, какими обидными ни казались бы обращенные к вам слова?

Контрольные вопросы

1. Как следует понимать характеристику воли по И. М. Сеченову: "Воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств человека"?

2. Какие действия называются волевыми?

3. Что такое мотивы волевых действий?

3. Какие этапы и основные звенья составляют структуру волевых действий?

Рис. 5. Схема;для исследования особенностей волевой регуляции в процессах памяти






Рис. 6. Подковы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: