№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% | |
Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-3 | |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 минут | 11-15 минут | более 15 минут | |
Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позже чем через 7-10 минут | смена через 11-15 минут | смена через 15-20 минут | |
Количество видов преподавания | не менее 3-х | |||
Чередование видов преподавания | не позже чем через 10-15 минут | через 15-20 минут | не чередуются | |
Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | Нет | ||
Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме | |
Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем | |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого | 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью | Отсутствуют | |
Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции | |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. | Не ранее 35-37 мин. | До 30 минут |
Однако уроки по одному и тому же предмету могут различаться по трудности. В этом случае можно воспользоваться критериями трудности урока, предложенными С.М.Громбахом или В.Н.Ирхиным (табл. 7,8).
Таблица 7