Критерии рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову)

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
    рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный
  Плотность урока не менее 60% и не более 75-80% 85-90% более 90%
  Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-3
  Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут 11-15 минут более 15 минут
  Частота чередования различных видов учебной деятельности смена не позже чем через 7-10 минут смена через 11-15 минут смена через 15-20 минут
  Количество видов преподавания не менее 3-х    
  Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут через 15-20 минут не чередуются
  Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) 2-3   Нет
  Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами с частичным соблюдением гигиенических норм в произвольной форме
  Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем
  Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью Отсутствуют
  Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции
  Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее 40 мин. Не ранее 35-37 мин. До 30 минут

Однако уроки по одному и тому же предмету могут различаться по трудности. В этом случае можно воспользоваться критериями трудности урока, предложенными С.М.Громбахом или В.Н.Ирхиным (табл. 7,8).

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: