Степень трудности | Насыщенность учебными элементами | Характер деятельности учащихся | Уровень формирования знаний и умений |
Низкая | От 1 до 5 | Репродуктивный | Воспроизведение знаний без изменений, выполнение действий по образцу |
Средняя | От5 до 8 | Частично поисковый | Воспроизведение знаний с элементами логических действий, применение знаний в измененной ситуации |
Высокая | Свыше 8 | Исследовательский | Решение творческих задач, применение знаний в новых условиях |
Таблица 8
Критерии для оценки валеологизации урока (по В.Н. Ирхину)
1. Учитель мобилизует учащихся на урок, создает положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку в классе. |
2. Учитель обеспечивает высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение урока. |
3. На уроке благоприятный психологический климат, отношения между учителем и учащимися доброжелательные. |
4. Содержание учебного материала на уроке способствует формированию валеологической культуры школьников. |
5. Методы и формы обучения, используемые учителем, адекватны учебному содержанию, задаче этапа, а также психофизиологическим и учебным возможностям учащихся. |
6. Учитель оказывает дозированную помощь учащимся при затруднениях, создает ситуацию успеха. |
7. Учитель использует приемы психоэмоциональной разрядки. |
8. Учитель снимает у учащихся зрительное утомление, мышечное напряжение, используя различные приемы. |
9. Методы контроля и оценки знаний учащихся на уроке способствуют сохранению их психического здоровья. |
10. Учитель соблюдает гигиенические нормы и требования при организации урока (освещенность, проветривание, распределение учебного материала и т.д.). |
11. Учитель использует средства обучения в соответствии с гигиеническими требованиями. |
12. Характер, объем и дифференцированность домашних заданий соответствует реальным учебным возможностям, индивидуальным особенностям и способностям учащихся. |
К этому хотелось бы добавить:
- Учитель использует дифференциальный и индивидуальный подходы в ходе реализации учебной деятельности.
- Учитель использует валеологически обоснованные технологии обучения.
Приведенные системы как повторяют, так и дополняют друг друга. При этом система Н.К. Смирнова имеет преимущество, так как наряду с качественными характеристиками включает количественные характеристики валеологизации урока.
При валеологически обоснованной организации учебно-воспитательного процесса важно использование приемов и подходов, снижающих утомляемость уроков.
Все приемы и подходы можно разделить на три группы:
· те, которые применимы в классе,
· те, которые применимы в группе,
· -те, которые применимы индивидуально.
К первой группе можно отнести следующие мероприятия:
- контроль расписания;
- контроль трудности урока в соответствии со средними учебными возможностями учащихся класса;
- разнообразие видов деятельности на уроке (снятие монотонности);
- профилактика утомления через введение в урок физкультминуток, физкультпауз для снятия утомления и повышения умственной работоспособности;
- профилактика нервно-психического напряжения через введение психотерапевтических приемов, через задачи-шутки, через юмор и т.д.;
- создание положительной психоэмоциональной обстановки в классе;
Ко второй группе приёмов и методов оздоровления можно отнести дифференциацию способов подачи информации, учебных заданий и методов контроля в соответствии с доминирующей мотивацией (младшие классы), ведущей модальностью, функциональной асимметрией мозга, типом мышления, силой и подвижностью нервных процессов.
К третьей группе:
- дифференциацию трудности задания в зависимости от учебных возможностей учеников;
- индивидуализацию домашнего задания;
- выработку индивидуальной стратегии учебного поведения.
Анализ литературы (Г.К.Зайцев, Н.Н. Куинджи, Н.К. Смирнов и др.) и результаты собственных исследований позволяют предложить следующие общеклассные (общешкольные) мероприятия по здоровьесбережению, соответствующие определённым видоспецифическим особенностям обеспечения жизнедеятельности (табл. 9).
Таблица 9
Общеклассные здоровьесберегающие мероприятия в соответствие с видоспецифическими особенностями обеспечения жизнедеятельности школьников
Видоспецифические особенности | Общеклассное мероприятие |
Потребность в двигательной активности | Физкультминутки, физкультпаузы, динамические часы, смена видов деятельности на уроке, внеклассные спортивно-оздоровительные мероприятия, развитие школьных спортивных секций, обустройство спортивных площадок, аренда бассейна |
Тренировка функциональных резервов организма | Дыхательная гимнастика, фитокоррекция, самомассаж, пальчиковая гимнастика на уроке, активный отдых, закаливание |
Биоритмологические особенности функционирования организма | Режим труда и отдыха в соответствии с динамикой умственной работоспособности, физкультминутки для снятия утомления, рациональная структура урока, снижение количества домашних заданий, исключение домашних заданий на выходной, рациональная организация режима дня вне школы |
Стресс-реакция | Снижение нервно-психической напряженности, тревожности посредством улучшения эмоционального фона урока, проведение музыкальных перемен после 3-го урока, подразумевающих произвольную двигательную активность школьников, что способствует не только снятию напряжения от статической позы во время занятий, но и эмоциональной разрядке |
Соблюдение гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса | , проветривание помещений, контроль осанки учащихся, озеленение классных комнат, физиологичность построения уроков физкультуры, игровые формы их проведения, вооружение учащихся знаниями о влиянии движений на здоровье, умениями самодиагностики по пульсу |
Оптимальные условия функционирования организма | Несоответствие биологического (психического) возраста паспортному Занятия по коррекции и развитию внимания, памяти, мышления и др. |
Безусловно, то, что ребенок будет здоров только в случае, когда среда соответствует его возрастным, половым и индивидуальным особенностям. Однако формирование здоровья должно идти не за счет создания идеальных внешних условий, а путем расширения внутренних возможностей организма школьника, путем создания разносторонней школьной среды, дающей возможность проявить себя.
Таблица 10
Индивидуально ориентированные мероприятия по здоровьесбережению
Индивидуальные особенности | Общеклассные мероприятия | Индивидуальные занятия |
Уровень здоровья | Контроль динамики здоровья в классе медицинским работником школы, контроль и выявление причин пропуска занятий учащимися, дифференциация уроков физкультуры в зависимости от уровня здоровья школьников | Контроль здоровья родителями |
Резервы организма | Дифференциация нагрузки на уроках занятие физкультурой, | закаливание, витаминизация |
Индивидуально-типологические особенности | Разнообразие приемов и методов обучения на уроке помощь учителя ученику в выработке индивидуальной стратегии учебной деятельности | |
Учебные возможности | дифференциация учебных заданий на уроке, помощи учителя в зависимости от учебных возможностей учеников | Дополнительные занятия с учениками |
Особенности восприятия и переработки информации | ориентация на разные каналы восприятия при объяснении нового материала, на индивидуальные особенности мышления, внимания, памяти | Индивидуализация домашнего задания, работа психолога по коррекции выявленных нарушений в психической сфере. |
Можно предложить следующие приёмы и методы снятия утомления и повышения работоспособности школьников.