Коррекционно-педагогическая направленность учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе, как единый педагогический процесс имеет целевую направленность, свою структуру и элементы ее составляющие, объект и субъект деятельности. Наряду с феноменами обучения, воспитания и развития в него включается и корректирующая составляющая.

àЕсли образовательный процесс представить в виде трех взаимопересекающихся окружностей, Ýто коррекционная деятельность в нем при работе с детьми, требующими особого педагогического внимания, будет занимать центровое (целевое), системообразующее место, определяющее направленность и специфику (коррекция) педагогического процесса - это, во – первых;

Ýво - вторых, коррекционная деятельность находится на перекрестке составляющих образовательного процесса (обучение, воспитание и развитие) и входит в них как подсистема, как элемент, придавая им определенную коррекционную направленность;

Ýв - третьих, по объему и значимости коррекционной деятельности в работе с детьми, требующими особого педагогического внимания, отводится значимое место;

Ýв - четвертых, коррекционная деятельность как составная часть образовательного процесса взаимодействует с социумом, опирается на его процессы.

(Тупоногов Б. К.- 1994)

à Отсюда, каждый элемент педагогического процесса будет иметь коррекционную направленность:

- Коррекционное обучение - это учебная деятельность, направленная на восполнение пробелов начальных (исходных) знаний и практического опыта, на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности и формирование культуры умственного труда.

- Коррекционное воспитание - это процесс укрепления здоровья и физического развития детей, включение их в активную общественно - полезную деятельность, воспитание типологических свойств и качеств личности, позволяющих ускорить процесс адаптации в социальной среде.

- Коррекционное развитие - процесс исправления недостатков психофизического развития, совершенствование психических и физических функций организма, сохранной сенсорной (чувственной) сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

ýЛогика и этапы коррекционно-педагогической деятельности с подростками опираются на идею задачного подхода в реализации педагогического процесса, т. е. представляются как взаимосвязная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности:

Ý Анализ ситуации и постановка целей и задач коррекционно-педагогической деятельности.

Ý Планирование стратегии и тактики коррекционной работы на основе целенаправленного обследования личности ребенка и соответствующего заключения об особенностях его развития.

Ý Разработка программ и содержания коррекционных занятий, выбор форм коррекционной работы (индивидуальные, групповые). Отбор методик и техник коррекционной работы.

Ý Организация условий осуществления коррекционной программы. Подбор детей, консультирование родителей и учителей-предметников, обсуждение программ коррекционно-педагогической деятельности.

Ý Реализация коррекционной программы. Проведение учебно-воспитательных занятий с детьми, контроль динамики хода коррекционной работы, предоставление результатов промежуточных этапов работы заинтересованным сторонам. Внесение в программу необходимых корректив.

Ý Оценка эффективности коррекционно-педагогической деятельности с точки зрения достижений планируемых целей. Составление психолого-педагогических и методических рекомендаций по закреплению положительных результатов. Обсуждение результатов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией. (Карабанова О. А.- 1997).

Основные направления коррекционной деятельности (на примере работы с умственно отсталыми детьми):

- Корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными) т. е. ''терапия средой''.

- Особая организация учебного процесса (его коррекционная направленность).

- Специальный подбор культурно - массовой и оздоровительной работы.

- Психогигиена семейного воспитания (Еременко И. Г.-1985).

2.4. Методы, приемы и средства коррекционно-педагогической работы

В специальной (коррекционной) педагогике методы воспитательной работы с аномальными детьми опираются на систему общепедагогических методов и приемов и имеют специфическую направленность, сориентированную на отработку сохраненных или частично нарушенных функций организма или умений ребенка. Это методы упражнения, убеждения, методы примера, методы стимулирования.

àВ коррекционной работе с подростками с отклоняющимся поведением основная цель методов привентивно-коррекционная: Ýразрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности, Ýформирование на этой основе социально - полезных черт и качеств личности у подростков, Ýспособности самостоятельно решать вопросы нравственного поведения в различных жизненных ситуациях.

ýВ связи с этим, выделяется следующая система коррекционно-педагогических методов:

Ý Переубеждение, призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных качеств;

Ý Переучивание, предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек;

Ý Методы ''взрыва'' (по А.С. Макаренко), направлен на разрушение отрицательных качеств личности и стереотипа поведения в процессе бурных эмоциональных переживаний;

Ý ''Реконструкция'' характера - это внесение определенных корректив в духовный мир подростка, устранение отрицательных элементов при сохранении в подростке всего ценного, положительного и постепенное их усиление;

Ý Переключение решает задачи изменения направленности и переориентации подростка с подражания плохому на следование положительному примеру;

Ý Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное (Кочетов А. И. - 1981).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность коррекционно-педагогической деятельности? В чем ее отличие от психологической коррекции?

2. Чем обусловлена потребность и необходимость коррекционно-педагогической работы с детьми?

3. Какова структура и алгоритм коррекционно-педагогической деятельности?

4. На какие принципы опирается коррекционно-педагогическая деятельность?

5. Какое место занимает коррекционная деятельность в учебно-воспитательном процессе и почему?

6. Какие методы и педагогические приемы используются в коррекционной работе с детьми и подростками?

ЛИТЕРАТУРА

1. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение.- М., 1978.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронской В. В.- М., 1994.

3. Дефектология: Словарь - справочник / Под ред. Пузанова Б. П.- М., 1996.

4. Еременко И. П. Олигофренопедагогика. - Киев, 1985.

5. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М. 1997.

6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова - М., 1998.

7. Кочетов А. И. Мастерство перевоспитания. - Минск, 1981.

8. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии - М., 1990.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность - М., 1979.

10. Натанзон Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив - М., 1984.

11. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др.М., 1997.

12. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция.- М., 1998.

13. Тупоногов Б. К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология.- 1994.- №4.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: