Факторы и причины неуспеваемости и школьной дезадаптации учащихся

Психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации необходимо искать в причинах, снижающих референтную значимость школы. В зависимости от степени отчуждения и глубины деформации выделяют две стадии социальной дезадаптации: Ýпедагогическая запущенность, которая характеризуется утратой значимости и отчуждением от школы как института социализации при сохранении высокой референтности семьи, Ýсоциальная запущенность характеризуется тем, что наряду со школой ребенок отчуждается и от семьи, теряет связь с основными институтами социализации. Отчуждение от школы и утрата ее влияния – значительно более распространенное явление среди дезадаптированных учащихся, чем утрата влияния семьи.

àФакторы школьного психолого-педагогического риска, как правило, проявляются в затруднениях в учебной деятельности, которая опосредствует всю систему отношений учащегося с учителями, с одноклассниками и в значительной степени с родителями.

ÝЧасть учащихся испытывает затруднения в усвоении учебных программ уже с первого класса в связи с неготовностью к школьному обучению. (По данным Г.Ф. Кумариной 25% поступающих в школу учащихся нуждаются в дополнительном коррекционном режиме обучения по разным причинам: несколько сниженный, в пределах крайней нормы, интеллект, Ýслабая организация некоторых психических процессов: Ýнеразвитость произвольного внимания, памяти, восприятия, Ýречевые нарушения, Ýнесформированность мыслительных навыков, и приемов учебной деятельности, Ýослабленная психосоматика, Ýаутизм, либо, напротив, Ýрасторможенность и т. д.).

Отчуждение от школы, в связи со школьными неуспехами, проходит часть учащихся, психическое развитие которых не обнаруживает каких либо заметных дефектов. Причины низкой школьной успеваемости здесь чаще всего кроются Ýв слабой познавательной мотивации, Ýутрате интереса к учебной деятельности, Ýв конфликтных отношениях, складывающихся с учителями, одноклассниками.

ýФакторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:

Ý Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально-педагогическая запущенность.

Ý Длительная и массивная психическая депривация (психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможности удовлетворения основных психических потребностей).

Ý Соматическая ослабленность ребёнка (соматика – человеческое тело, общая физическая ослабленность).

Ý Нарушение отдельных психофизических функций и познавательных процессов.

Ý Нарушение формирования так называемых школьных навыков. (Дислексия – нарушение чтения, дисграфия –нарушение письма, дислалия – нарушение произношения звуков и их сочетания, дискалькулия – нарушение навыков счёта).

Ý Двигательные нарушения.

Ý Эмоциональные расстройства(4,11).

В рамках концепции «предболезни» (Р. Т. Баевский, 1979, Н. С. Смирнов, 1981, С. Б. Семичев, 1981) дезадаптация рассматривается как переходное, предпатологическое состояние, главной отличительной чертой которого является отсутствие отчётливых оснований для постановки нозологического диагноза (нозология – греч. nosos, болезнь – раздел патологии, изучающий сущность и характер течения отдельной болезни) т.е. «группа риска».

ý Дети «группы риска» – это дети, по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций, находятся в пограничной области между нормой и патологией. Это здоровые (не больные), в собственном смысле этого слова, дети. (Кумарина Г. Ф.)

В силу физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности они характеризуются:

Ý дисгармоничным развитием;

Ý пониженной обучаемостью и работоспособностью;

Ý имеют худшее, чем сверстники, качество приспособляемости (адаптации);

Ý склонны к патологическим реакциям на перегрузки;

àИндивидуально-психологическое их отличие от обычных детей проявляется

Ý в темпах морфологического и функционального созревания организма

Ý в физиологических особенностях (выносливость, работоспособность организма, состояние организма)

Ý в нервно-психических характеристиках (повышенная тревожность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, склонность к негативизму, болезненная реакция на несправедливость)(5,33).

В основе школьной дезадаптации детей «группы риска» лежат следующие причины:

Ýнарушение экологического равновесия, Ýфизические эмоциональные перегрузки, Ýнизкая культура семейного воспитания и кризис совершенной семьи, Ý несовершенство дошкольного воспитания, Ýнедостатки медицинского обслуживания.

3.3. Психолого-педагогическая характеристика дезадаптированных учащихся и детей «группы риска»

Дифференциация детей по группам с различной степенью дезадаптации предлагают многие психологи и педагоги (см. Морозова Ю. В.)

I группа «нормы» - учащиеся без признаков дезадаптации:

Ý хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении (уровень интеллекта соответствует норме);

Ý успешно взаимодействует как с преподавателями, так и со сверстниками, т.е. не имеют проблем в сфере межличностных отношений;

Ý не жалуется на ухудшение состояния здоровья;

Ý не проявляют асоциальных форм поведения;

II «группа риска» – обычно неплохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляя видимых нарушений социального поведения. Средний балл успеваемости – 4,4 балла.

Ý активное или пассивное стремление избежать ответственных ситуаций (контрольных, зачётных мероприятий)

Ý уход от открытых учебных выступлений, дискуссий, диалогов. Предпочтение отдают индивидуальным письменным заданиям;

Ý отказ от работы в группе

Ý реальная непродуктивность работы в группе

Ý проявление нарушений в сфере общения и межличностных отношений, как результат внутреннего дискомфорта, заниженной самооценки;

III группа с «неустойчивой» школьной дезадаптацией -не могут успешно справиться с учебной нагрузкой, средний балл успеваемости – 3,2

Ý плохое усвоение школьного материала по одному или двум предметам;

Ý существенные изменения психосоматического здоровья детей и серьёзные проблемы в сфере межличностных отношений («уход в болезнь» в ответственных ситуациях);

Ý обидчивость и капризность ведут к высокой конфликтности и демонстративности;

Ý уход от групповой деятельности, неумение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

Ý низкая культура организации своей учебной деятельности.

IV группа с «устойчивой» школьной дезадаптацией, средний балл близок к 3,2.

Ý перепады настроения и работоспособности

Ý грубость, агрессивность, хулиганство, драчливость, индивидуализм;

Ý провокации в ходе учебной деятельности, срывы уроков, стремление во время урока заниматься посторонними делами;

Ý демонстративные отходы от выполнения какой-либо работы;

Ý «разрушение» групповой и учебной работы, постоянная готовность к уходу от продуктивных занятий;

Ý ситуативное выполнение простых репродуктивных учебных заданий;

Ý низкая культура организованности и дисциплинированности;

Ý прогулы и уходы с занятий без видимой причины.

V группа – «патологические нарушения». Дети, имеющие неявные или невыраженные отклонения в развитии, умышленно скрываемые родителями или приобретённые в результате перенесённой болезни или тяжёлого отклонения проявившегося в ходе обучения. Средний балл успеваемости 2, 3.

Ý стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы; аффективные взрывы, истероидные эксцессы и др;

Ý безответственность, неорганизованность, игнорирование правил поведения;

Ý претензии на оригинальность и особое отношение к себе;

Ý неряшливость, игнорирование гигиенических правил;

Ý проявление провокационных моментов по отношению к сверстникам, как защитных моментов;

Ý высокая конфликтность со сверстниками и взрослыми;

Ý инфальтивность поведения;

3.4. Особенности организации учебного процесса, с дезадаптированными школьниками и детьми «группы риска»

Хроническая неуспеваемость школьников предполагает необходимость соблюдения специальных требований: Ýиндивидуальный подход в обучении, Ýзанятия по развитию памяти и внимания, Ýнаучения правильным способам ведения учебной работы. Для таких детей остро стоит проблема самоактуализации, самовыражения. Эти учащиеся требуют внимательного дифференцированного подхода со стороны учителя, щадящего режима обучения, специальных коррекционных программ и социально-педагогической поддержки их сил.

àВ настоящее время на практике реализуется несколько вариантов коррекционного обучения:

ÝЭто введение в крупных общеобразовательных школах классов компенсирующего обучения, в которые на основе специальной диагностики отбирают детей с различными проявлениями школьной неготовности (сегрегация-отбор).

ÝИндивидуальный компенсаторный режим обучения обеспечивается в этих классах за счёт снижения численности учащихся до 12-15 человек, а также благодаря специальному подбору и подготовке опытных учителей, освоивших программы коррекционного обучения.

ÝНаиболее уязвимым моментом обучения в режиме классов компенсирующего обучения является возможность психологической изоляции учащихся этих классов среди своих сверстников, что, как правило, преодолевается особо тактичным отношением педагогов к классам коррекции, а также интеграцией, включением на равных всех учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной жизни.

ýНаряду с классом компенсирующего обучения в небольших школах с немногочисленным наполнением классов с опытными учителями и психологами, осуществляется вариант интегративного обучения, когда дети с различными затруднениями обучаются в общих классах при наличии индивидуального режима обучения и дополнительной психолого-педагогической коррекционной программы (интеграция-объединение).

Для предупреждения социальной дезадаптации в коллективе класса особенно актуальной является задача такой организации учебного процесса, при которой было бы возможно успешное овладение знаниями каждым учащимся. Особенно большое внимание в поисках резерва успешного обучения всех без исключения учащихся общеобразовательных школ должно уделяться развитию познавательных мотивов и интересов учащихся.

àОпыт, исследовательские данные показывают, что там, где педагогу в школе удаётся Ýувлечь учащихся, Ýзаразить их любознательностью, Ýстремлением к знаниям, Ýсделать учёбу главным трудом, т.е. ведущей, референтно-значимой деятельностью, которая формирует личность подростков, там процесс адаптации ребенка, освоения им учебных программ, включение в познавательный процесс происходит успешно и менее болезненно.

Важным условием самореализации, самоутверждения слабоуспевающих, педагогически запущенных подростков является расширение сферы социально-значимой деятельности на основе разнообразной общественно-полезной деятельности и прежде всего в труде. Труд – та реальная сфера приложения сил, педагогически запущенного учащегося, в которой он способен поднять свой авторитет среди сверстников, преодолеть свою изоляцию и престижную неудовлетворенность. Развитие этих качеств и опора на них позволяет предупреждать отчуждение и социальную дезадаптацию трудновоспитуемых в школьных коллективах, компенсировать неуспехи в учебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: