Сущность школьной дезадаптации

à Дезадаптация – в современной психолого-педагогической литературе рассматривается как нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, протекающий в рамках нормального развития ребенка, но связанный с отвыканием от привычных условий жизни и, собственно, привыканием к другим. (Александровская Э.М., Беличева С.А., Кумарина Г.Ф., Лусканова Н.Г. и др.).

Социальная дезадаптация индивида выражается в неадекватности его поведения общепринятым нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.

ý Школьная дезадаптация определяется как некоторая совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в отдельных случаях, невозможным (Беличева С.А.).

В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются окружающими людьми как “трудновоспитуемость”, предполагающая сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, Ýвключая педагогические просчеты воспитателей, родителей, Ýдефекты психического и социального развития, Ýособенности характера, темперамента, Ýдругие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. ÝСопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности(2,81).

В зависимости от природы характера и степени дезадаптации исследователи выделяют: патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков.

à Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. Выделяют психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т. д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (15 – 20% детей школьного возраста).

à Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе к характеру различные формы психосоциальной дезадаптации могут делиться на устойчивые и временные:

Ý К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера (крайние проявления нормы, за которыми начинаются психопатические проявления). Сюда относятся различные неблагоприятные и индивидуально-психические особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы: снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.).

Ý К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации относятся психофизические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка. В данном случае трудновоспитуемость проявляется в кризисные периоды психофизического развития, которые характеризуются качественно новыми психическими образованьями, что требует перестройки характера отношений взрослых с ребенком, а также изменения всей системы воспитательных мер и воздействий, социальной ситуации развития (Л.С. Выготский выделял кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет)(2, 82-83).

à Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида. В зависимости от степени и глубины деформации содержательной и функциональной стороны процесса социализации выделяют две стадии социальной дезадаптации.

ýСтадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерны парциальные социальные нарушения и деформации. Основные деформации связаны со школьным педагогическим процессом, Ýотношением к учебной деятельности, учителям, Ýнормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется Ýхроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, Ýсопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, Ýнегативным отношением к учебе, Ýразличными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).

Социальная дезадаптация выступает как социальная запущенность детей и подростков. Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но в отличии от педагогически запущенных, Ýпрофессионально не ориентированны, Ýу них не сформированы полезные навыки и умения, Ýсужена сфера интересов. Они характеризуются Ýглубоким отчуждением от семьи и школы, Ýих формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).

ýПредметом рассмотрения данной темы являются дети и подростки, имеющие устойчивую форму психосоциальной дезадаптации, некоторые проявления ее неустойчивой формы и устойчивую форму школьной социальной дезадаптации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: