Особенности учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

ýУчебная мотивация у детей с ЗПР отсутствует или выражена крайне слабо, не наблюдается положительного отношения к школе.

Внешние признаки детей с ЗПР:

Ý Они усердно слушают, но остаются пассивными. Требуется неоднократный показ и объяснение, для того чтобы появилось понимание и интерес.

Ý Эти дети очень медлительны в усвоении. Они затрудняются с обобщением и анализом прочитанного.

Ý Но очень старательно относятся к своим обязанностям.

Ý Они аккуратны в обращении с тетрадями, учебниками.

Ý Удивляют своим практическим смыслом в привычных для них ситуациях.

Ý По характеру часто уступчивые, послушные, позволяют подшучивать над собой.

àЭта группа детей наряду со слабым вниманием, колебаниями работоспособности, отличается эмоциональной ранимостью, двигательной неусидчивостью, возбудимостью, расторможенностью влечений, негативной установкой к учебе. Вплоть до появления разных неврозоподобных расстройств в форме различных тиков, подергиваний, заиканий, болей в животе перед уходом в школу и т.д.

ÝВажно, отметить, что в условиях массовой школы ребёнок с ЗПР впервые начинает отчётливо осознавать свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведёт к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще – в различных формах нарушения поведения.

По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состояния эмоционально-волевой сферы, приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.

àС этой категорией детей необходимо: Ýосуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;

Ý предотвратить наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности)

Ý в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;

Ý предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;

Ý уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;

Ý проявлять особый педагогический такт, подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

àДля оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи этой категории детей специалистам системы образования необходимо решать следующий вопрос:

Ý выявлять и систематизировать патологическую симптоматику и давать ей патопсихологическую квалификацию;

Ý проводить структурный анализ выявленных расстройств, выделять первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные нарушения, обусловленные нарушением развития;

Ý разрабатывать программу коррекционных мероприятий, дифференцированную в зависимости от характера, природы и механизма образования нарушений; согласовывать коррекционную программу с воспитателями для комплексной работы, направленной на предупреждение, снятие или ослабление нарушений;

Ý проводить консультирование и педагогическое просвещение родителей детей, имеющих задержку развития;

В условиях специально организованного коррекционного обучения эти дети способны дать значительную динамику в развитии и усвоить знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально-психологические особенности, так возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая, учебно-познавательная, позновательно-трудовая).

ýВозникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении. В такой системе коррекционно-развивающего обучения строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направление деятельности (8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: