Специальные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

Ý коррекционные (компенсирующие) учреждения для дошкольного образования;

Ý коррекционные образовательные учреждения;

Ý коррекционные учреждения начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья могут создаваться специальные (коррекционные) образовательные учреждения следующих видов: Ýдля неслышащих, слабослышащих и позднооглохших; Ýнезрячих, слабовидящих и поздноослепших; Ýс тяжелыми нарушениями речи; Ýс нарушением опорно-двигательного аппарата; Ýс задержкой психического развития; Ýдля умственно отсталых и др.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения определяются Министерством общего и профессионального образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ.

àСодержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

Ý Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется, исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

àОрганизация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утвержденными коррекционным учреждением самостоятельно.

Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое система образования? Какие задачи она решает?

2. Какие виды и типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений существуют и какие задачи в обучении, воспитании и развитии детей они решают?

3. В чем особенности функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе?

4. Какие вопросы решают специальные учебно-воспитательные учреждения для девиантных подростков?

5. В чем специфика деятельности учреждений и центров реабилитации социальной помощи и защиты детей и подростков с ограниченными возможностями?

6. Какова роль данных специальных учреждений в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении у учащихся общеобразовательной школы?

Литература

1. Закон Российской Федерации об образовании // Вестник образования. Справочно-информационное издание МО РФ. – 1992. - № 11.

2. Ежегодный государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации.1997 год.”/ Под ред. Г. Н. Кареловой. – М., 1998.

3. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений //Начальная школа. – 1997. – с. 71 – 88.

4. О концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Решение Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7. 07. 98. №1/1 //Бюллетень Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России. – 1998. - № 3. – с. 19 – 42.

5. Проблемы безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних. Справка департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России // Бюллетень Департамента по дела семьи, женщин и детей МТИ РФ – 1998. - № 3 – с. 4 – 18.

6. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. Справочно-информационное издание МО РФ. – 1992. - №11. – с. 67 – 79.

7. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях Москвы // Начальная школа. – 1997. - №10. // Дефектология. – 1996. - №1.

8. Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 14. 12. 1996. - №249. – М., 1995.

9. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов. Письмо Министерства общего и профессионального образования от 4 сентября1997 года. №48 // Вестник образования МО РФ. – 1998 - №4. – с. 68.

10. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Постановление правительства РФ. – от 25. 04. 1995. - №420. // Российская газета. – 1995. – 11 мая.

11. Примерное положение о территориальном центре социальной помощи семье и детям. Приказ Министерства социальной защиты населения РФ. – 1994. – от 14. 04. 1994 // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 1996. - №3. – 78.

12. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” // Собрание Законодательства РФ. Еженедельное издание. – М., 1998. - №31. – от 3. 08. 98.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: