Контроль и оценка результатов воспитательной работы

Научное воспитание требует постоянною контроля и своевременной коррекции применяемых форм и метлой.

Безусловно, трудно оценить внутренние психические изменения, которые происходят у студентом, т.к. процесс воспитания имеет начало, но не имеет конца. Находясь под постоянным влиянием среды и конкретных людей, человек
приобретает новую информацию и забывает старую, развивает одни навыки и расстается с другими. Если уровень приобретаемых знаний и навыков студента оценить сравнительно несложно, то изменения в области его.морального сознания, самостоятельности мышления, эмоционально-волевой сферы определить весьма трудно. Поэтому отношение к оценке индивидуально- психологических качеств студента у педагогов и психологов неоднозначное.

Обычно преподавателя интересует два параметра студента: поведение на занятиях и успеваемость. Если на занятиях поведение студента удовлетворительное, то к нему особых претензий нет, даже в случае средней его успеваемости.

Воспитание студентов в высших учебных заведениях осуществляется чаще всего с помощью так называемых культурно-массовых и трудовых мероприятий, а оценка воспитанности студента иногда сводится к его участию -неучастию в тех или иных собраниях ("неважно, в какой роли участвовал, а важно, что присутствовал").

Однако, если воспитательной работой занимается профессионал, его деятельность не ограничивается проведением плановых культурно-массовых мероприятий, а сосредотачивается на каждом отдельном студенте и на каждом студенческом коллективе.

Только сочетание индивидуального и коллективного воспитания дает положительные результаты, которые можно оценить и качественно и количественно с помощью методов психодиагностики.

Диагностика (от греч. diagnosis распознание) - оценка уровня развития индивидуально-психологических качеств воспитанника с помощью методов: наблюдения, беседы, эксперимента, анкетирования, тестирования, анализа результатов деятельности воспитанника. Важнейшим элементом диагностики является прогнозирование дальнейшего развития индивидуальных качеств
человека как в норме, так и в патологии.

Воспитанность личности студента можно выявить с помощью следующих критериев:

• знание общечеловеческих норм гуманистической морали, умение ими руководствоваться в жизни;

• устойчивый интерес к обучению и самовоспитанию;

• эстетические взгляды, умения жить по законам красоты, добра и справедливости;

• национальное самосознание, любовь к своему народу, умение руководствоваться интересами своего государства в повседневной жизни;

• чувство гражданского долга, готовность защищать свою Родину от врагов;

• чувство любви к природе, умение предупреждать экологические кризисы;

• знание законов и основных видов ответственности, умение соблюдать правопорядок;

• трудолюбие и профессиональные умения;

• знание экономических законов, умение экономить в большом и малом;

• физическое здоровье, знание правил личной гигиены, умение выдерживать большие физические нагрузки и рационально распределять свои силы.

Иногда воспитатель анализирует свою работу с помощью пятибалльной шкалы оценок:

"5"- качество имеет очень высокий уровень развития и проявляется в положительном смысле постоянно;

"4"-качество имеет хороший уровень развития, проявляется достаточно часто

"3" - качество имеет средний уровень развития;

"2" - качество слабо развито, имеет негативный оттенок;

"1" - качество часто проявляется в негативном смысле;

"0" - качество оценить весьма трудно.
Эти оценки имеют относительно условный характер, но чем чаще воспитатель делает замеры отдельных качеств студента, тем объективнее становится оценивание личности.

Известно, что в последнее время проводятся многомерные исследования личности с помощью дифференциальной психометрии и компьютерной психодиагностики.

Дифференциальная психометрия определяет и обосновывает требования к измерению индивидуально-психологических различий. Эти требовании касаются точности, достоверности и адекватности методики измерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие этим требованиям устанавливается путем применения специальных математико-статистических процедур (оценки валидности и надежности тестов).

Компьютерная психодиагностика позволяет управлять процессом тестирования, обрабатывать и интерпретировать результаты диагностических исследований, а также создавать банки данных большого количества исследуемых. Наряду с достоинствами компьютерного исследования личности, существуют и недостатки в виде неэффективности индивидуальной диагностики и необъективности компьютерной интерпретации результатов тестирования.

Поэтому некоторые психологи отказываются от компьютерной интерпретации результатов тестирования, а предпочитают делать это самостоятельно, внимательно изучая индивидуальные особенности каждой личности.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой процесс воспитания студентов?

2. Какова система воспитания студентов?

3. Что такое принципы воспитания? Их сущность.
4. Что представляют собой основные направления вос­питания? Их цели и задачи.

5. Что понимается под методами воспитания? Их сущ­ность и особенности.

6. Что такое формы воспитательной работы?

7. Что такое самовоспитание студента?

8. Как оцениваются результаты воспитательной работы?

Литература

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.

2. Андреева В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1989.

3. Ковалев СМ. Воспитание и самовоспитание. - М, 1986.

4. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск., 1991.

5. Леви В. Искусство быть другим. - СПб: Изд."Питер", 1993.

6. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. B.C. Хелемендик. -М.,1988.

7. Нечепоренко Л.С., Подоляк Я.В., Пасынок В.Г. Воспитание.-Харьков, 1997.

8. Подоляк Я.В. Основи виховання. Навч. поciбник. Харкiв, 2002.

9. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.,1984.

10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн.пособие, М.,1990.
ГЛАВА 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: