Словесные методы обучения

Словесные (или вербальные) методы обучения направлены на передачу студентам учебной информации с помощью устной речи преподавателя.

К словесным методам относятся:

• рассказ;

• объяснение.

• инструктаж;

• беседа;

• лекция.

Метод учебного рассказа — совокупность приемов, с помощью которых преподаватель образно, эмоционально и Кратко излагает учебную информацию в виде событий. фактов, примеров, цитат, выводов и т.п.

По времени рассказ занимает не более 15 - 20 минут, характеризуется отсутствием взаимных вопросов между
преподавателем и студентами. Главное в учебном рассказе – правильная система построения мыслей и ясных слов. Четкость построения рассказа позволяет студентам понять сущность явления, установить логику событий, отделить главное от второстепенного.

Различают три типа учебного рассказа:

• рассказ. - вступление (используется перед изучением новой темы)

• рассказ - повествование (изложение события, описание формулы);

• рассказ — обобщение (проводится после раскрытия какого-либо учебного вопроса или темы).

Метод объяснения - комплекс приемов, с помощью которых преподаватель последовательно и логически стройно излагает проблемы, законы, принципы, правила.

Метод объяснения направлен либо на процесс формирования и усвоения понятий, либо на формирование и воспроизведение чувственных образов.

Главной задачей объяснения является раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей социальных явлений, технических процессов, проблем обучения и т.д.

Различают несколько типов объяснения:

причинное объяснение (раскрывает причины физических, химических и других явлений);

ззакономерное объяснение (показывает содержание закономерных связей, конкретных проявлений закона);

структурное объяснение (раскрывает строение объекта, взаимодействие его элементов);

функциональное объяснение (помогает осознать специфику функционирования объекта).

Объяснение становится более эффективным, если оно сопровождаемся иллюстративными материалами, рисунками, или демонстрацией кинофрагментов, действующих приборов, моделей.
Преподаватель в процессе объяснения ставит вопросы и предлагает студентам на них ответить, чтобы убедиться, насколько правильно они его поняли. Облегчает понимание материала разъяснение терминов, редко употребляемых слов, а также повторение наиболее сложных моментов.

Метод инструктажа представляет собой совокупность приемов коротких, лаконичных и четких рекомендаций (указаний) относительно предстоящей деятельности,

Инструктаж осуществляется в виде вступительного, текущего и заключительного слова.

Вступительный инструктаж проводится перед самостоятельной работой учеников для постановки цели и разъяснения способов выполнения задания.

Текущий инструктаж проводится в процессе самостоятельной работы и имеет цель оказать помощь некоторым студентам.

• Во время заключительного инструктажа делаются выводы, демонстрируются лучшие результаты работ студентов, выставляются оценки и намечаются дальнейшие задачи.

Беседа - диалогический метод обучения, в процессе которого преподаватель с помощью вопросов побуждает студентов воспроизводить ранние приобретенные знания, делать самостоятельные выводы-обобщения ни основе фактического материала.

Метод беседы реализуется с помощью вопросов и ответов

Если вопросы имеют только информационный характер («Что?», «Где?», «Когда?»), беседа является сообщающей.

Она ориентирована на актуализацию памяти и репродуктивное мышление студентов.

Беседа, которая строится на вопросах, которые требуют четких, однозначных ответов, называется катехизисной (от
греч. katechesis - поучение). Она применяется в том случае, когда нужно убедиться в точности усвоенных студентами терминов, законов, алгоритмов действий.

Если вопросы имеют проблемный характер («Почему?», «Как Вы считаете?», «Чем это можно объяснить?»), то беседа называется эвристической. В этом случае студенты развивают творческое мышление. Высшим уровнем эвристической беседы является дискуссия.

Учебная дискуссия имеет большое значение для развития умственных способностей студентов. В процессе дискуссии студенты развивают умения отстаивать свою точку зрения, спорить и доказывать, адекватно оценивать свои знания и уважать мысли других.

Лекция - развернутое устное изложение наиболее сложных вопросов учебной темы. Лекция является основным методом обучения студентов.

В лекции содержатся:

• учебная цель и план изложения;

• научный анализ проблемы;

• теоретическое рассуждение;

• разбор фактов и наглядность;

• установление связей между отдельными вопросами;

• доказательство и аргументация выдвигаемых положений;

• обобщения и выводы.

Структура лекции включает:

1. Вступление (четкое, краткое, выразительное изложение плана лекции),

2. Изложение основного содержания темы (последовательное, логически стройное изложение учебного материала).

3. Выводы (краткое обобщение наиболее важных положений темы).
В зависимости от учебной цели лекция может быть:

вступительной (раскрывается содержание дисциплины, ее структуру и логику развития научной области знаний; способствует развитию интереса к предмету);

тематической (излагаются конкретные темы учебной программы);

обзорной (раскрываются связи между теоретичными знаниями и практическими умениями учеников; читается перед зачетом или экзаменом); • заключительной (обобщаются знания по пройденным темам, концентрируется внимание на практическом использовании полученных знаний).

Признаками хорошего чтения лекции являются:

1) ясность и правильность речи;

2) простота построения фраз;

3) точность выражения;

4) четкое произношение слов;

5) свободное, логически стройное и эмоциональное сообщение материала;

6) живость и доходчивость языка;

7) поддержание постоянного контакта с аудиторией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: