Сущность процесса обучения

Обучение целенаправленно организационный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения студентами знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — преподавателем, инструкторов, мастеров, наставников и т.д.

Общей целью обучения является сознательное овладение основами наук, необходимых человеку для понимания явлений природы и общества, участия в трудовой и в общественной деятельности.

Процесс обучения рассматривается как совместная деятельность преподавателя и студента.

Деятельность преподавателя называется преподаванием, которое включает: знание преподавателем своего предмета, умение организовать учебно-воспитательный процесс, знание принципов и методов обучения, понимание особенностей умственного развития студента, знание методов развития его личностных качеств, умение доступно излагать учебную информацию.

Деятельность студента называется учением. Учение -активный познавательный процесс, благодаря которому студент овладевает системными знаниями, приобретает умения и навыки самостоятельно применять знания на практике, развивает индивидуальный опыт познания и общения.

Обучение включает три основные функции:

1) воспитывающую функцию;

2) развивающую функцию;

3) образовательную функцию.
Воспитывающая функция обучения проявляется в формировании мировоззрения, высоких моральных качеств, трудовых умений, желаний учиться.

Развивающая функция обучения направлена на умственное развитие, формирование творческой личности.

Образовательная функция обучения обеспечивает превращение знаний в учебные умения и навыки.

Основным продуктом учебного процесса являются чнания.

Знания - это факты, сведения, научные теории, законы, понятия, которые системно закрепляются в памяти студента.

Характерными особенностями полноценных знаний студента являются:

1) полнота знаний (количество предусмотренных учебной программой знаний);

2) глубина знаний (количество осознанных существен­ных связей определенных знаний с другими, которые к ним относятся);

3) оперативность знаний (готовность и умение студента применять их в конкретных ситуациях);

4) гибкость знаний (скорость нахождения вариативных способов применения их в меняющихся ситуациях);

5) конкретность знаний (понимание конкретных прояв­лений знаний);

6) системность знаний (совокупность знаний, которая по своей структуре соответствует структуре научной теории);

7) осмысленность знаний (понимание связей между ни­ми, посредством умений их применять на практике).

Умения способность студента сознательно действовать на основе усвоенных знаний. Умения - это знания в действии. Формирование умений происходит путем осмысления, овладения и реализации знаний на практике.

Навыки это привычные, безошибочно выполняемые операции. Навыки - это доведенные до автоматизма умения
Основные компоненты процесса обучения:

1. Цель обучения.

2. Задачи обучения.

3. Содержание обучения.

4. Принципы обучения

5. Методы обучения

6. Средства обучения.

7. Фомы обучения

Цель обучения - развитие и саморазвитие студентов, подготовка к активной социальной деятельности на основе полноценного использования внутреннего потенциала личности.

Задачи обучения - овладение знаниями, умениями, навыками, которые определены учебным планом и программой конкретной дисциплины.

Содержание обучения включает в себя систему знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент на протяжении обучения в высшем учебном заведении.

Принципы обучения - основные требования к организации и проведению учебного процесса в высшем учебном заведении.

Методы обучения - рациональные способы и приемы учебной работы преподавателя и студентов.

Средства обучения - это учебники, пособия; компьютеры, обучающие контролирующие машины, наглядные средства обучения и т.п.

Формы обучения - система структурно- организационных возможностей реализации учебной деятельности преподавателя и студентов.

Этапы овладения знаниями, умениями, навыками:

1. Мотивация и осознание полезности знаний.

2. Восприятие нового учебного материала.

3. Осмысливание учебного материала.

4. Эмоционально-волевая активизация учения.

5. Запоминание учебного материала.

6. Формирование умений и навыков.

7. Применение знаний, умений и навыков в практичес­кой деятельности.

8. Контроль и оценка знаний, умений и навыков.

Наиболее глубоко теорию обучения исследует дидактика.

Дидактика (от греч. didaktikus - обучаю) – отрасль педагогики, которая изучает теоретические и методические положения процесса обучения. Она обобщает конкретные методики, ориентированные на преподавание отдельных дисциплин, исследует формы организации учебного Процесса в различных условиях, оптимизирует закономерности и принципы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: